При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Инвесторы говорят, что доли в акциях частных компаний и проектов распродаются рекордными темпами на непрозрачном вторичном рынке, поскольку управляющие активами обналичивают средства, чтобы покрыть убытки в других местах и ребалансировать свои портфели.
Волна распродаж является последним из нескольких признаков стресса на рынке частных инвестиций и еще одним сигналом того, что инвесторы начинают разочаровываться в «альтернативных активах», которые только недавно приносили кэш.
Прямые частные инвестиции, задуманные как неликвидный, но прибыльный метод доступа к компаниям, не зарегистрированным на бирже, обычно структурируются в фонды, которыми управляют компании по выкупу. По мере того, как они становились популярными, они расширились, чтобы охватить проекты в области недвижимости и инфраструктуры.
Тем не менее, поскольку такие средства трудно вывести до наступления срока погашения (обычно не менее трех лет), управляющие активами, нуждающиеся в кэше, используют вторичный рынок, который оживился в последние несколько месяцев.
Предлагаемые скидки говорят о том, что существует спешка, и, хотя общий оборот трудно оценить, поскольку сделки обсуждаются в частном порядке, он находится на рекордном уровне или близок к нему.
Инвестиционная компания Hamilton Lane сообщает, что в этом году до середины ноября на вторичном рынке было предложено беспрецедентное количество частных акций на сумму $224 млрд.
Не все они были проданы, но аналитическая компания Preqin оценивает стоимость сделок до третьего квартала примерно в $65 млрд. Это близко к общей сумме чуть более $70 млрд в 2021 году и намного выше, чем в предыдущие годы.
Участники рынка говорят, что на продажи влияют несколько факторов.
Некоторым инвесторам нужны деньги. Участники рынка указали, например, на крах на британских долговых рынках в сентябре, когда инвесторам нужно было покрыть убытки, и они обратились для этого к своим частным акционерным капиталам.
Другие хотят разместить свой капитал в другом месте — признак того, что фонды прямых инвестиций уже не так высоко ценятся.
Кроме того, есть пенсионные фонды, которые были вытеснены необходимостью соблюдать свои ограничения на отчисления на такие инвестиции. Они входят в число самых продаваемых.
«Если ваше целевое распределение составляет 5%, и вдруг вы получаете справедливую рыночную стоимость на уровне 10%… что вы сделаете?», — вопрошает Алистер Уотсон (Alistair Watson), руководитель отдела инноваций в области стратегии прямых инвестиций в abrdn.
Необходимость продажи для ребалансировки может возникнуть, когда, например, как в этом году, фонды прямых инвестиций превзошли публичные рынки.
«Проблема в том, что когда вы пытаетесь относительно быстро продать активы, чтобы зафиксировать целевое распределение, вы, как правило, делаете эту продажу в период волатильности, и поэтому вторичное ценообразование может быть не лучшим», — сказал Уотсон.
В более стабильные времена покупатели обычно получают скромные скидки по отношению к балансовой стоимости, но в последнее время они резко увеличились.
«Обычно у вас был бы портфель, торгующийся близко к балансовой стоимости… возможно, со скидкой от 1 до 2%. Сегодня мы видим, что эти высококачественные портфели торгуются с дисконтом, выражающимся двузначными цифрами», — сказал Ян Филипп Шмитц (Jan Philipp Schmitz), глава отдела по Германии и Азии в Ardian, одном из крупнейших игроков на вторичном рынке прямых инвестиций.
«Как покупатель вы можете быть очень, очень требовательны», — сказал он.
На бумаге многие частные инвестиции, которые обычно оцениваются ежеквартально, в этом году показали очень хорошие результаты. Но есть признаки того, что настроения меняются.
По сообщению Financial Times, американская компания по выкупу Carlyle Group изо всех сил пытается достичь целей по сбору средств.
Кроме того, американский инвестиционный фонд недвижимости Blackstone, который вырос в цене в этом году, столкнулся с оттоком средств, превышающим квартальный лимит фонда. Blackstone за месяц позволяет снимать средства, не превышающие 2% от общего объема активов, за квартал – сумму, не превышающую 5%.
Тем не менее, есть много тех, кто доволен частными инвестициями.
Государственный пенсионный фонд Таиланда, например, позволил увеличить долю своего портфеля, вложенного в активы частных предприятий, с примерно 5% восемь лет назад до примерно 18–20%, заявил Ман Юттиюдата (Man Juttijudata), заместитель генерального секретаря фонда по инвестиционной стратегии и группы по управлению финансами.
«Он дает хорошую доходность в долгосрочной перспективе с приемлемым уровнем риска и меньшей волатильностью, чем основные активы», — сказал он.
Тем не менее, анализ, проведенный американским инвестиционным банком Jefferies, показал, что 58% сделок на вторичном рынке по стоимости в первой половине 2022 года были продажами других фондов, выступающих в качестве инвесторов в фонды прямых инвестиций. Участники наблюдают усиление давления со стороны продавцов.
«Есть еще много компаний, которые, как мне кажется, оцениваются слишком высоко, и я думаю, что это изменится в первой половине 2023 года», — сказал Викас Першад (Vikas Pershad), портфельный менеджер по азиатским акциям в M&G Investments в Сингапуре.
«Я думаю, что людям просто нужно стать более реалистичными», — добавил он.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Turnover surges as funds rush to exit private equity stakes (Reuters)
обсуждение