При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
«Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества», Масааки Имаи, издательство «Альпина паблишер».
Признаться, когда я взял в руки книгу «Гемба кайдзен», первым ощущением было чувство опасения. То ли непривычное для российского уха название, то ли память о сотнях томах «гениальных откровений» от всевозможных «гуру бизнеса», загромождающих сегодня любой книжный магазин, - все это вызывало опасение, что я держу в руках очередной «апокриф» с претензией на новую религию от бизнеса.
Полагаю, вы знаете, о чем я говорю. «Уж сколько их упало в эту бездну» - сотни книг, поучающих, воспитывающих, открывающих вам «третий глаз» и т.п. и т.д. Тысячи объявлений в интернете о семинарах, вебинарах, мастер-классах, бизнес-завтраках, кейс-стади (до сих пор не знаю, что это такое). Множество «учений», все больше смахивающих на очередную секту.
Как же далеко мы ушли от прозаичной научной организации труда Фредерика Тейлора и предельно внятного Дейла Карнеги – в эту помесь бизнес-учебников и философии для бедных… Настолько далеко, что, перефразируя профессора Преображенского, впору сказать:
- Никогда не читайте претендующую на философию деловую литературу.
- Так ведь другой-то нет!
- Вот никакую и не читайте!».
Книга Масааки Имаи оказалась совсем другого рода.
Да, «Гемба кайдзен» - это учение об организации бизнеса. Причем, прежде всего – бизнеса производящего. То есть серьезного, настоящего, потому что настоящий бизнес – всегда что-то производит. Она основана на опыте автора, известного бизнес-консультата, реализованного в ряде компаний, прежде всего – в «Тойоте», про менеджеров которой стали позже говорить: «Они умудряются выжимать воду из сухого полотенца»…
Тут опять впору поморщится. Я и сам так делаю, когда мне пытаются рассказать о каком-то очередном «гениальном» подходе на очередной «Тойоте». Почему морщусь? Потому что, как правило, советы сии превосходны всем, кроме одного – они не способны ответить на вопрос «Где я и где «Тойота»?!». Спасибо, что научили меня блистательно управлять огромной корпорацией. А теперь разрешите мне вернуться в свою компанию, где работает не двадцать тысяч, а триста, или сто, или даже всего тридцать человек, и ткните пальцем: в каком месте мне эти «тойотовские» гениальные штучки употребить? И где найти время, чтобы поговорить с уставшими и взмыленными сотрудниками «за качество» и «за философию бизнеса»? И будут ли ждать мои поставщики, арендодатели, клиенты, пока у моей компании откроется «третий глаз»?
«Гемба кайдзен» - хороша тем, что она рассказывает не только о том, как командовать армией, но и о том, как командовать взводом. Она – конкретна. Она посвящена, по большому счету, всего двумя вещам, - ценностям, которые создает бизнес, и потерям, которые он при этом несет. Ценности и потери есть у всех – и у гигантской автомобильной корпорации, и у маленькой семейной пекарни. А «Гемба кайдзен» - это масштабируемый подход. И это делает книгу уже намного более привлекательной, чем сотни других книг на тему управления.
Есть и второе принципиальное отличие. Правда, оно вряд ли понравится тем, кто ищет в деловой литературе «откровения». Или – «золотой ключик», что-то одно, конкретное – раз, повернул, щелкнуло, завертелось, вы – гений, бизнес – золотой… Или – как организовать успешный бизнес из ничего и будучи, по сути, никем…
В «Гемба кайдзен» нет ни откровений, ни универсальных советов. Она о другом.
О том, как обеспечить поддержание порядка. Как наладить оптимизацию потерь (они всегда есть, их невозможно устранить, но можно уменьшить). Как оптимизировать производственные площади, работать с материалами и ухаживать за оборудованием. Как уменьшить время на те или иные операции. Как организовать контроль качества и контроль рисков.
Об уходе за оборудованием, организации работы проектных групп, системе сбора того, что в советские времена называлось «рацпредложениями», о планировании, об обязанностях менеджеров, о наставничестве.
О стандартизации – действий, приемов, подходов, реакций. Думаю, вряд ли кто возразит: повторение – это всегда дешевле, чем делать что-то внове, а стандарты – это и есть способ превратить самые оптимальные действия в повторения.
О том, как все это измерить (sic!). Это, кстати, принципиальное отличие от многих «учений», которые предлагают вам обрести «новый взгляд», но скромно умалчивают, а как измерить эффект? Потому что эффект зачастую будет эфемерен как напыщенные формулы и яркие парадоксы этих книг. «Кайдзен» напоминает, что цель должна (и обязательно должна быть) измерима.
То есть «Гемба кайдзен» - о том, как повысить КПД всего производства – каждого квадратного метра, каждого оборудования, каждого работника и каждого руководителя.
А по совокупности книга «Гемба кайдзен» отвечает на вопрос о том, как повысить добавленную стоимость.
Странная история: мы – страна, которая на протяжении семидесяти лет возводила учение о добавленной стоимости в ранг новой религии. Мы за это учение воевали, сажали в лагеря, вступали в конфликты, поднимали флаги. Написали тысячи книг и защитили десятки тысяч диссертаций. Потом – низвергли марксизм, а заодно забыли о добавленной стоимости. Или в лучшем случае воспринимаем его как «игру с нулевой суммой», в глубине души полагая, что у нас прибывает только тогда, когда у кого-то убывает…
«Гемба кайдзен» учит, как формировать добавленную стоимость, подбирая то тут, то там, сделав генеральную уборку в своем бизнесе. Не случайно слово «гемба» трудно перевести на русский адекватно. Это вроде как «место работы», но все же – большее, чем просто «место». Это, скорее, дом. А дома мы постоянно что-то улучшаем, делаем генеральную уборку, стараемся располагать пульты от телевизора или кондиционера или посуду на кухне так, чтобы экономить время и силы. «Гемба кайдзен» показывает точно такое же отношение к месту работы.
Так что эта книга – не для ленивых. Она не про прыжок; она скорее (если все же отдать дань восточному колориту) – по тот самый пресловутый путь в тысячу ли, который начинается с одного шага. Она не научит вас превратить тыкву в карету, поскольку говорит не о кампании или разовом действии, а о непрерывном улучшении. Собственно «кайдзен» с японского примерно так и переводится.
И в этом плане «кайдзен» - это некая альтернатива модному ныне понятию «инновация». Сам Масааки Имаи говорит, что «инновация подобна одиночному выстрелу». Да, он может быть успешен, но непрерывные улучшения совокупно дадут больше. Хоть и не будут яркими и модными. Ведь это, в конце концов, просто работа.
Все мы знаем как дважды два, что именно принципиально изменило эффективность мировой экономики. Изобретение Генри Форда. Конвейер. Но мы почему-то по-прежнему считаем принцип конвейера – уделом материального производства, но никак не управления. Масааки Имаи учит как поставить управление на конвейер. Воплощает в конкретику завет другого известного американца, Джона Рокфеллера: «Хорошее управление состоит в том, чтобы показать обычным людям как сделать работу превосходных людей».
Лично для вас это будет означать, что уйдут в прошлое сетования по поводу «как бы мне освоить тайм-менеджмент» и «за что хвататься». А для вашего бизнеса, скорее всего, это будет возможность сделать вопреки известной бизнес-притче. Уверен, вы ее знаете. Я о формуле «Дешево, качественно, быстро – можно выбрать два пункта из трех». Мы все понимающе усмехаемся, когда это слышим: да, так и есть. «Гемба кайдзен», по большому счету, претендует на опровержение этой формулы и новое звучание: «Дешево, качественно, быстро – три в одном»…
Эта книга – для руководителей. Масштаб неважен – руководителей той самой «Тойоты» или пекарни. Важно, что для руководителей. Когда Масааки Имаи спросили, что необходимо для внедрения подходов кайдзен, он ответил: «Нужно всего три условия. Первое - приверженность высшего руководства. Второе - приверженность высшего руководства. И третье - приверженность высшего руководства».
Не уверен, что каждый читатель книги станет приверженцем кайдзен. Но уверен, что бесполезным это чтение не назовет никто.
обсуждение