При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Новый феномен на рынке IPO – выход на размещения молодых подающих надежду компаний, интересных для инвесторов. Прежде IPO было закономерным шагом для крупных компаний, лидеров своих секторов. Такие выводы содержатся в исследовании Московской биржи и Ассоциации независимых директоров (АНД).
Представленное исследование «Рынок IPO. Новые эмитенты» представляет собой первую часть глобального исследования, проводимого агентством «Макушева и партнёры», которая раскрывает вызовы на пути трансформации из частной в публичную компанию (ПАО).
С 2022 года на фондовом рынке происходят комплексные изменения, которые коснулись источников денег, структуры участников, нормативов и практик. Без влияния международных стандартов рынок остался с локальными, изначально более мягкими требованиями, что повлекло повышение интереса к IPO новых эмитентов из числа быстрорастущих компаний и частных инвесторов, говорится в исследовании.
В тоже время, демократичные условия открыли больше возможностей для нарушений, которые могут подорвать доверие к акциям новых компаний и рынку в целом.
За 2023 год и первую половину 2024 года IPO провели 15 компаний и еще ряд планируют это сделать до конца текущего года. Исследование – первый для нового рынка опыт изучения мотивации эмитентов, практики подготовки к IPO, коммуникаций с новыми инвесторами и практики формирования цены. Цель исследования – анализ и систематизация накопленного опыта, чтобы помочь будущим участникам минимизировать риски и успешно выходить на рынок.
Демократизация IPO
В ходе исследования проведено более 50 уникальных интервью с разными участниками рынка, в том числе представителями компаний, которые недавно вышли на IPO, инвесторами, независимыми директорами и др. Все участники интервью сошлись во мнении, что рынок находится в периоде экспериментов и оценивают его состояние как переходное. Это отражается, в первую очередь, в демократизации IPO – на рынок получил доступ целый пласт молодых компаний, интересных для инвесторов. Прежде IPO было закономерным шагом для крупных компаний, лидеров своих секторов.
Сейчас этот инструмент рассматривают быстрорастущие компании, у которых другие мотивы выхода на биржу:
- Привлечение в команду и удержание топ-профессионалов, стимулирование менеджмента к переменам.
- IPO рассматривается как инструмент для роста узнаваемости бренда. ПАО привлекает больше внимания, чем частная компания, ему легче находиться в повестке. Однако вместе с ростом публичности команда сталкивается с ростом ответственности и рисков, чему оказывается не всегда готова.
- IPO воспринимается как переход в «другую лигу» и инструмент повышения репутации. Статус ПАО дает контрагентам компании больше уверенности в стабильности компании и качестве ее управления.
- Быстрорастущие компании заинтересованы в приобретении новых активов с рынка и увеличении выручки, поэтому акции чаще, чем прежде, рассматриваются как ликвидный ресурс для совершения сделок M&A.
В результате на рынке появился феномен «IPO на вырост», когда компании видят в выходе на публичный рынок мощный стимул к оптимизации внутренних и внешних процессов, а также к совершенствованию корпоративного управления, делают вывод авторы исследования.
IPO «на вырост»: ключевые риски
Однако с незрелым управлением, недавними реструктуризациями и отсутствием опыта подготовки отчетности это сопряжено с повышенными рисками – репутация публичной компании более уязвима, предупреждают исследователи.
Ключевыми узкими местами в подготовке к IPO, по мнению регулятора и участников рынка, становится создание совета директоров «на скорую руку» непосредственно перед сделкой, а также подбор в его состав независимых директоров по формальным критериям или «из друзей» акционеров. Отсутствие необходимых компетенций, покрывающих ключевые задачи и риски компании, недостаток времени для работы и вовлеченности приводит к бюрократизации и замедлению принятия решений.
Однако поиски профессионалов также сопряжены с трудностями. Бум IPO и уход с рынка иностранных специалистов усугубили дефицит кадров, обладающих опытом работы с публичным рынком капитала. Острее всего эту проблему ощущают небольшие компании, которые проигрывают крупным ПАО в кадровой конкуренции по масштабности и перспективности проектов, амбициозности задач.
Подготовка к IPO удваивает нагрузку на менеджмент: достижение бизнес-результатов, одновременная перестройка процессов и широкое общение с новыми стейкхолдерами. После сделки нагрузка сохраняется – необходимо выполнять обещания, управлять по-новому, внимательнее прорабатывать вопросы прорабатывать и коммуницировать с новыми участниками корпоративных отношений. Чтобы избежать проблем с мотивацией команды в период трансформации имеет смысл разработать соответствующую программу до IPO.
Доминирование на рынке розничных инвесторов заставляет осваивать новые правила игры, где иное восприятие эмитентов, стимулы к принятию решений, каналы получения информации. Меняется содержание IR-функции, которая становится близка к PR и маркетингу, поэтому становится целесообразным погружение в тематику публичности более широкого круга сотрудников.
обсуждение