При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ирак запретит снятие наличных и операции в долларах США с 1 января 2024 года, что является очередным шагом, направленным на пресечение неправомерного использования своих валютных резервов для совершения финансовых преступлений, заявил высокопоставленный представитель центрального банка Ирака.
Этот шаг направлен на искоренение незаконного использования примерно 50% из $10 млрд, которые Ирак ежегодно импортирует наличными из Федеральной резервной системы Нью-Йорка. Об этом агентству Рейтер рассказал Мазен Ахмед, генеральный директор по инвестициям и денежным переводам Центрального банка Ирака (CBI).
Эти меры также являются частью более широкой кампании по дедолларизации экономики, в которой население, уставшее от повторяющихся войн и кризисов после вторжения США в 2003 году, предпочитает доллар местным банкнотам.
По словам Ахмеда, граждане Ирака, которые вложат доллары в банки до конца 2023 года, по-прежнему смогут снимать средства в долларах в 2024 году. Но доллары, депонированные в 2024 году, можно было вывести только в местной валюте по официальному курсу 1320.
Параллельный рыночный курс иракского динара в четверг находился на уровне 1560, что примерно на 15% выше официального курса.
«Хотите перевод?Вот вам перевод. Хотите карту в долларах? Вы можете использовать карту внутри Ирака по официальному курсу, а если хотите снять наличные, то по официальному курсу в динарах», — заявил Ахмед.
«Но больше не говори мне о наличных долларах», — подчеркнул он.
Позже в заявлении центрального банка разъяснялось, что запрет на снятие наличных долларов будет распространяться только на счета, получающие переводы из-за границы.
Ирак уже создал платформу для регулирования электронных переводов, которые составляют основную часть его долларового спроса и которые раньше были рассадником фальшивых платежных квитанций и мошеннических транзакций, по которым доллары перекачивались в Иран и Сирию, находящиеся под санкциями США.
Созданная совместно с властями США, где хранятся $120 млрд резервов Ирака от продажи нефти, эта система теперь стала почти герметичной, рассказал Ахмед, предоставляя доллары по официальному курсу тем, кто занимается законной торговлей, такой как импорт продуктов питания и потребительские товары.
Однако, по его словам, снятие наличных по-прежнему используется не по назначению, в том числе со стороны потенциальных путешественников, получающих государственную квоту в размере $3 тыс., которые нашли способы обмануть систему.
Ирак во многом зависит от доброй воли Вашингтона, чтобы быть заинтересованным в гарантиях того, что нефтяные доходы и финансы не столкнутся с давлением со стороны США.
В то же время нынешнее правительство, которое поддерживают влиятельные партии и вооруженные группировки, близкие к Ирану, старается не оттолкнуть Тегеран и не разозлить партии и вооруженные формирования, явно заинтересованные в весьма неформальной экономике Ирака.
Многие местные банки в последние месяцы уже ограничивали снятие наличных в долларах, что усугубляло дефицит, из-за которого обменный курс параллельного рынка продолжал расти.
Ахмед сказал, что у некоторых банков было мало долларов, потому что многие люди пытались снять доллары сразу из-за чувства беспокойства по поводу финансовой системы, в то время как у некоторых банков также был дефицит, потому что они предоставляли кредиты, номинированные в долларах, которые затем выплачивались в динарах.
По его словам, CBI также ограничил сумму долларов, которую он предоставлял в рамках соглашения с ФРС об ограничении использования наличных денег и переходе на электронные платежи. Он опроверг сообщения о прекращении поставок наличных денег в Ирак от ФРС, отметив, что последняя регулярная поставка прибыла в среду.
По словам Ахмеда, CBI ожидает, что динар может потерять еще больше своей стоимости после вступления в силу новых мер, но сказал, что это приемлемый побочный эффект от формализации финансовой системы, а CBI предоставляет доллары по официальному курсу для всех законных целей.
«Затраты, которые мы несем сегодня, ничто по сравнению с этой целью», — сказал он, охарактеризовав ставку параллельного рынка как ставку, используемую в основном для незаконных транзакций.
«У нас нет проблем с тем, что (параллельный) обменный курс достигает 1700. Если они говорят мне, что курс составляет 1700, я говорю им: “Вы хотите импортировать из Ирана. Вы хотите заниматься контрабандой. У вас есть коррумпированные деньги, которые вы хотите вывести”», — пояснил он.
Он добавил: «Пока все прозрачные и легальные финансовые операции происходят через нас (по официальному курсу), остальное не имеет значения».
Позже в заявлении центрального банка были процитированы слова Ахмеда о том, что центральный банк предпринимает шаги, которые снизят обменный курс параллельного рынка, и нет никаких признаков того, что рыночный курс достигнет 1700.
В обществе некоторые признаки разочарования в связи с нехваткой долларов уже начали проявляться.
В четверг в социальных сетях распространилось видео, на котором вкладчик багдадского банка угрожает сжечь его, если не получит свой вклад в наличных долларах. Эта сцена напоминает шаги, предпринятые вкладчиками в условиях банковского кризиса в Ливане.
«Клянусь, я его сожгу. Клянусь, я войду в сейф и заберу свои деньги», — говорит мужчина.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение