Среда, 18.12.2024
×
У каждого - своя инфляция

Как финансовые организации участвуют в создании умных городов

В силу развития функционала платежных систем и нефинансовых сервисов банки оказываются вовлеченными в процесс формирования комфортной городской среды.

В 2012 году Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка, выступил в роли урбаниста, опубликовав 12 тезисов, которые, по его мнению, характеризуют развитие современных городов. «Меня не может не тревожить состояние российских городов. Как горожанин я не удовлетворен качеством городской среды и, следовательно, качеством жизни. Как бизнес-путешественника меня не устраивает уровень развития инфраструктуры. Как руководитель крупнейшего банка страны я не вижу в наших городах достаточное количество инвестиционных проектов для кредитования», – объяснял он свой порыв.

Для себя и для общества

С тех пор прошло более семи лет. Многие российские города, и в первую очередь Москва, заметно продвинулись вперед с точки зрения развития городского пространства, повышения уровня комфорта для людей. Это касается не только архитектурных и пространственных решений, благоустройства территорий и решения транспортных проблем, но и городских сервисов, в том числе, связанных с цифровыми финансовыми технологиями. Логистика, транспорт, туризм, общепит, ЖКХ, электронная торговля, телемедицина, мобильная связь, сфера досуга и развлечений. Это только основные направления, в которых так или иначе может быть задействован финтех.

Банки становятся активными участниками процесса формирования комфортной городской среды, отчасти и из-за того, что эта тема во многом переплетается со сферой платежных сервисов. «Банки играют ключевую роль в управлении финансовыми потоками, и почти ни один процесс, связанный с проведением платежей за государственные и муниципальные услуги, не обходится без их участия. Также крупные банки России являются эмитентами социальных карт, многофункциональных карт, предоставляющих доступ к широкому спектру городских и социальных услуг. Участие в процессе позволяет банкам не только расширить собственную клиентскую базу, но и повышать качество городских сервисов для граждан», – говорит Максим Налютин, руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора «Делойт», СНГ. 

Стоит также отметить тренд на увеличение пользователей мобильных банковских сервисов. «Следствием этого является отток людей из банковских отделений, что влечет за собой изменение городской среды, равно как и сокращение рабочих мест старой формации», – отмечает Михаил Петров, директор по продуктам и инновациям финансовой лаборатории VR Bank. Впрочем, он уточняет, что по сравнению с западной практикой российский банки еще недостаточно активно ведут себя в сфере «общественного» финтеха, пока больше делая акцент на собственных процессах. Эксперт ссылается на исследования KPMG, проведенные в начале 2019 года, которые показали, что в зоне интересов российских банков и финансовых структур в большей мере находятся цифровые сервисы, основанные на big data (84%), чат-ботах (60%), роботизации (56%) и OCR (56%). И только далее с существенным отставанием идут решения, базирующиеся на AI (40%), и блокчейн (32%). «Однако, в мировой практике ситуация обстоит иначе. В частности, JP Morgan и UBS тестируют ускорение комплаенс на основе блокчейна, что должно привести к более быстрым транзакциям и повсеместному внедрению платежных инструментов. Goldman Sachs является лидером по покупке финтех-стартапов, следом за ним идут Citi и JP Morgan – банки стимулируют развитие новых сервисов и даже создание дополнительных инновационных рабочих мест в крупных городах», – продолжает Михаил Петров.

От велосипеда до таблеток

Наиболее активными стейкхолдерами внедрения финансовых цифровых технологий в приложении к городским сервисам являются банки с госучастием – Сбербанк и ВТБ.

ВТБ, например, уже на протяжении семи лет поддерживает развитие сервиса городского велопроката в Москве. «Мы активно помогаем городу развивать инфраструктуру для велосипедистов. Финансирование велопроката осуществляется городом и банком на паритетной основе», – рассказали в пресс-службе банка. В ВТБ расценивают это направление как «важную часть социальной ответственности банка перед горожанами». Сейчас московский велопрокат по количеству транспортных средств является одним из крупнейших в мире – жителям и гостям столицы доступно 530 станций, 5300 велосипедов и 390 электровелосипедов.

Также летом этого года ВТБ поучаствовал в модернизации турникетов Московского метрополитена, обеспечив их оборудованием для приема банковских карт. Сейчас на всех действующих станциях минимум два турникета в каждом вестибюле оснащены ридерами для оплаты проезда банковскими картами и другими устройствами с бесконтактной технологией. Сервис позволяет совершить транзакцию и с помощью браслета, смартфона и часов, включая платежные сервисы Samsung Pay, Apple Pay и Google Pay. После этого со счета клиента списывается сумма, эквивалентная стоимости поездки в метро. Также подобной системой уже снабжены все станции Московского центрального кольца.

Участниками таких проектов также являются платежные системы. В частности, Mastercard помимо московского метро работает в транспорте Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Новосибирска. Разовые поездки на всех станциях метрополитенов семи городов уже можно оплачивать картой «Мир». Ее также можно использовать для наземных поездок в 70 городах России. На недавно прошедшем Форуме инновационных финансовых технологий Finopolis Владимир Комлев, генеральный директор Национальной системы платежных карт (НСПК) сообщил, о намерении создать платформу транспортного предпроцессинга, которая позволит оплачивать проезд картой «Мир» в общественном транспорте во всех регионах России. Он также допустил, что к этой системе будут подключены карты Visa и Mastercard.

Наиболее широкий спектр участия в городских сервисах у банка, возглавляемого «недовольным урбанистом». Сбербанк, как известно, развивает свой маркетплейс, в котором можно получить услуги самого разного профиля. «Сбербанк активно работает над созданием экосистемы нефинансовых сервисов, чтобы оказывать самые востребованные услуги как физическим, так и юридическим лицам, а также оставаться конкурентоспособным в условиях роста конкуренции с технологических компаний. У каждого клиента есть большое количество потребностей, которые выходят за рамки финансовых услуг. Интеграция нефинансовых сервисов в традиционные банковские каналы, сеть отделений, мобильный банк, позволяет клиентам воспользоваться необходимыми услугами максимально быстро и с гарантированным уровнем качества, а также получить различные «перекрестные» привилегии», – прокомментировали порталу Finversia.ru в пресс-службе Сбербанка.

В сентябре, например, Сбербанком в тестовом режиме запущен сервис доставки продуктов «СберМаркет». Проект реализуется совместно с проектом Instamart. Пока только в Краснодаре и Ростове, где жители и юрлица получили возможность заказывать продукты с доставкой на дом из Metro Cash&Carry.  «СберМаркет» интегрирован в технологическую экосистему Сбербанка.

Летом Сбербанк также приобрел логистический агрегатор Shiptor, с которым ранее осуществлял совместный проект по доставке посылок из интернет-магазинов, и у которого есть свои IT-системы, курьерская служба, фулфилмент-центр для малого и микробизнеса. На базе агрегатора сейчас строится платформа «СберЛогистика», которую интегрируют со всеми системами и сервисами экосистемы Сбербанка.

Также в июле Сбербанк и Mail.ru Group объявили о намерении создать стратегическое партнерство (50/50) на крупнейших потребительских рынках России – транспорта и еды, которое, как планируется, в трехлетней перспективе будет оперировать на рынках с совокупным объемом более 1 трлн рублей. Для этого компании сформируют совместную O2O-платформу на базе Delivery Club и Ситимобил, стоимость которой может превысить 100 млрд рублей. Окончательное заключение соответствующего соглашения запланировано на текущую осень.

Также в октябре этого года Сбербанк и девелоперская группа «А101» договорились о сотрудничестве в области развития городской среды, совместном участии в организации акселерационных и обучающих программ в сфере инновационного развития и высоких технологий. В частности, как говорилось в материалах ГК «А101», стороны намерены совместно реализовать проекты smart-ЖК с внедрением машинного зрения платформы VisionLabs, созданием медицинской инфраструктуры на базе сервиса компании DocDoc; реализации пилотного решения по внедрению технологий «умный дом» в систему управления жилых комплексов и расширении сотрудничества с дивизионом ДомКлик.

Сервисная программа «Мое здоровье» есть также у Почта Банка. На сегодняшнем этапе она гарантирует скидку на лекарства в аптеках и консультации фармацевта-провизора. В дальнейшем программа позволит получать онлайн-консультации врачей в формате «второе мнение» и вести электронный дневник здоровья и приема лекарственных препаратов.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)