При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Китай постепенно наращивает закупки нефти у России по заниженным ценам, заполняя вакуум, образовавшийся после того, как западные покупатели отказались от бизнеса с Россией после начала военной спецоперации на Украине в конце февраля.
Этот шаг крупнейшего в мире импортера нефти был предпринят через месяц после того, как он первоначально сократил прием поставок из России, опасаясь подвергнуть санкциям своих государственных нефтяных гигантов.
Согласно оценке Vortexa Analytics, морской импорт российской нефти в Китай в мае вырастет до почти рекордных 1,1 млн баррелей в сутки по сравнению с 750 тыс. баррелей в первом квартале и 800 тыс. баррелей в 2021 году.
Unipec, торговое подразделение крупнейшего в Азии нефтеперерабатывающего завода Sinopec Corp, лидирует по закупкам сырья наряду с Zhenhua Oil, подразделением китайского оборонного конгломерата Norinco, согласно данным Shipping data. По словам трейдеров, зарегистрированная в Гонконге фирма Livna Shipping Ltd также недавно стала крупным поставщиком российской нефти в Китай.
США, Великобритания и некоторые другие ключевые покупатели запретили импорт российской нефти вскоре после начала спецоперации. Евросоюз завершает подготовку нового раунда санкций, который включает запрет на закупки российской нефти. Многие европейские нефтеперерабатывающие заводы уже прекратили сотрудничество с Россией, опасаясь потери репутации и санкционных последствий.
Vitol и Trafigura, два крупнейших в мире трейдера сырьевых товаров, прекратили закупки у Роснефти, в преддверии вступившего в силу 15 мая правила ЕС, запрещающего закупки без «крайней необходимости» для обеспечения энергетических потребностей ЕС.
«Ситуация начала принимать резкий оборот после выхода Vitol и Trafigura, что создало вакуум, который могли заполнить только компании, способные обеспечить необходимые объемы и пользующиеся доверием своих российских коллег», - сказал агентству Рейтер китайский трейдер на условиях анонимности.
Заниженная цена на российскую нефть, которая сейчас примерно на $29 меньше, чем до начала спецоперации, является благом для китайских нефтеперерабатывающих заводов, поскольку они сталкиваются с сокращением прибыли в условиях замедления экономики. У конкурентов из Ближнего Востока, Африки, Европы и США черное золото значительно дороже.
Государственные китайские компании, возглавляемые Sinopec и Zhenhua, намерены в мае купить две трети российского флагманского дальневосточного экспортного сорта ВСТО (нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан).
Одна только Sinopec, вероятно, купит не менее 10 партий ВСТО в мае, удвоив свой прежний объем, при этом некоторые сделки достигли рекордной скидки в $20 за баррель ниже эталонной дубайской нефти, сообщили Рейтер источники.
Sinopec, Zhenhua и Livna перевозят больше нефти как из российских портов Балтийского моря в северо-западной Европе, так и из своего дальневосточного экспортного центра Козьмино.
Zhenhua, самый маленький государственный китайский нефтетрейдер, зафрахтовал суда для перевозки российской нефти, согласно данным судоходства и трейдерам. North Petroleum International Co, подразделение Zhenhua, загрузило две партии ВСТО в начале мая и еще две партии Urals из порта Усть-Луга на Балтийском море в конце апреля и середине мая.
Norinco, один из крупнейших в мире оборонных подрядчиков, который занялся нефтебизнесом более двух десятилетий назад, выиграв тендер на добычу нефти в Ираке в 1990-х годах. Его торговая компания Zhenhua недавно расширилась до инвестиций и торговли газовыми терминалами.
Zhenhua купила часть своих поставок российской нефти через швейцарскую Paramount Energy, трейдера, специализирующегося на сбыте нефти от независимых российских и казахстанских производителей в основном частным потребителям.
По словам торговых руководителей, Paramount Energy, которая с 2016 года регулярно продает ВСТО независимым нефтеперерабатывающим компаниям Китая, расширила свой бизнес в Поднебесной, увеличив продажи после открытия офиса в Пекине в 2020 году.
Livna, которая ранее не была крупным игроком в поставках российской нефти в Азию, с конца апреля загрузила более 7 млн баррелей Urals и ВСТО, направляющихся в Китай, согласно данным отслеживания судов от Vortexa и Refinitiv.
К настоящему времени Livna отправила в Китай восемь судов, или почти 6 млн баррелей нефти ВСТО.
Уход западных трейдеров также привлек к бизнесу нового игрока Shandong Port International Trade Group, трейдера, поддерживаемого правительством одной из китайских провинций.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- China quietly increases purchases of low-priced Russian oil (Reuters)
обсуждение