При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Экономическая неопределенность и ожидание более щедрых государственных программ стимулирования сдерживают потребительскую активность в Китае. Несмотря на действующую программу субсидий, розничные продажи остаются слабыми, а бизнес обеспокоен замедлением темпов роста экономики.
В 2024 году китайское правительство запустило программу субсидий на сумму 300 млрд юаней ($41,1 млрд), направленную на стимулирование потребления. В рамках этой программы покупатели могли получить скидку до 2000 юаней при покупке новой бытовой техники, например телевизоров или холодильников.
Однако эффект оказался неоднозначным. Одни потребители поспешили воспользоваться субсидиями до окончания программы 31 декабря. Другие, напротив, откладывают покупки, рассчитывая на более крупные меры поддержки в следующем году.
«Стимул уже весьма благоприятен, но многие, похоже, жадничают», — комментирует Ма Тао (Ma Tao), торговый представитель компании Sharp в Шанхае. По его словам, потребители ждут расширения программы субсидий, поскольку считают текущие меры недостаточными для оживления спроса.
Замедление розничных продаж подчеркивает хрупкость экономики Китая, несмотря на меры поддержки. Валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 4,8% за первые три квартала 2024 года, что ниже целевого показателя в 5%. Темпы роста розничных продаж также замедлились: в ноябре они увеличились на 3% годовых против 4,8% в октябре, не оправдав ожиданий аналитиков.
Некоторые регионы показывают еще более удручающие показатели: розничные расходы в Пекине снизились на 14,8% по сравнению с прошлым месяцем, а в Шанхае — на 13,5%.
«Очевидно, что экономика застряла в дефляционном режиме, и властям придется развернуть более сильные стимулы, чтобы укрепить доверие потребителей», — говорит Шао И (Shao Yi), житель Шанхая, который откладывает покупку нового холодильника.
По мнению экспертов, ожидания потребителей имеют под собой основания. Китайское правительство, вероятно, расширит стимулирующие меры в 2025 году. На это указывает отчет Центральной экономической рабочей конференции, проведенной под руководством председателя Си Цзиньпина (Xi Jinping).
«Политики заранее взяли на себя обязательство проводить более поддерживающую политику в 2025 году», — утверждает Вэй Хэ (Wei He), аналитик компании Gavekal Dragonomics. По его мнению, правительство предоставит дополнительные фискальные и денежные стимулы, чтобы оживить потребление.
Такие ожидания усиливают нерешительность китайских домохозяйств. Потребители со средним уровнем дохода склонны воздерживаться от крупных покупок, если субсидии не компенсируют значительную часть стоимости товаров.
«Многие из нас откладывают деньги, чтобы подготовиться к худшему, потому что мы обеспокоены сохранением рабочих мест, поскольку эффективность бизнеса снижается», — делится Чэнь Вэйвэй (Чэнь Вэйвэй), менеджер из Шанхая.
Для розничных торговцев такое поведение потребителей становится серьезным вызовом. Магазины не видят ожидаемого роста продаж, что усиливает давление на бизнес в условиях снижения эффективности и замедления экономики.
«Розничные продажи в декабре и январе, вероятно, будут демонстрировать такую же слабость, если не будет объявлено о новых мерах», — отмечает Ма Тао.
Экономисты и представители бизнеса уверены, что правительство Китая не оставит ситуацию без внимания. Ожидается, что в 2025 году будут запущены более масштабные программы стимулирования, чтобы поддержать спрос и повысить доверие домохозяйств.
Если меры окажутся эффективными, это может изменить поведение потребителей, а также дать толчок для роста розничной торговли. Однако в условиях сохраняющейся экономической нестабильности бизнесу и потребителям предстоит нелегкий выбор: действовать сейчас или ждать большего.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Buy or wait? Chinese consumers bet on more subsidies to revive economy (SCMP)
обсуждение