При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Оборот розничной торговли по итогам года превысит 60 трлн. рублей по сравнению с 56 трлн. рублей в предыдущем году. Основным драйвером рынка остаётся онлайн-коммерция.
Оборот розничной торговли в России, по мнению рейтингового агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР), по итогам 2025 года превысит 60 трлн. рублей по сравнению с 55,8 трлн. рублей по итогам 2024 года. Однако рост показателя в значительной степени обеспечивается инфляцией при умеренной реальной динамике, пришёл к выводу Нариман Тайкетаев, директор группы корпоративных рейтингов НКР, автор аналитического обзора рынка.
За январь–октябрь 2025 года оборот розничной торговли вплотную приблизился к отметке 50 трлн. рублей. В сопоставимых ценах рост был ограниченным, тогда как в текущих ценах динамика поддерживалась инфляцией. Структура рынка выглядит следующим образом: на непродовольственные товары приходится 52% оборота всего рынка, на продовольственные – 48%.
Маркетплейсы формируют стандарты
В тоже время электронная коммерция остаётся ключевым источником структурного роста, считают в НКР. Доля данного сегмента выросла с нуля в начале 2020-х годов до 15% в 2024 году. По итогам 2025 года в агентстве ожидают, что доля вырастет до 20%. Основной вклад в рост e-commerce вносит непродовольственный сегмент.
Нариман Тайкетаев говорит, что маркетплейсы де-факто формируют стандарты онлайн-торговли непродовольственными товарами и оказывают системное давление на офлайн-ритейл и по трафику, и по интенсивности маркетинговой активности, и по маржинальности. Онлайн-направление крупнейших сетевых ритейлеров по масштабам остаётся существенно меньше маркетплейсов, особенно в непродовольственном сегменте. В ряде непродовольственных категорий наблюдается переток спроса из офлайна в онлайн, что ограничивает потенциал роста традиционных форматов, прежде всего гипермаркетов. Вместе с тем возможности интернет-торговли несколько сдерживают регуляторные риски и рост операционных затрат.
По оценкам НКР, совокупное количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ) России приближается к 200 тыс., что сопоставимо с числом магазинов крупнейших сетевых ритейлеров, а в ряде регионов превышает его. В НКР полагают, что в ближайшей перспективе продажи части продовольственного ассортимента (в частности напитков и бакалейных товаров) также могут смещаться в сторону онлайн-канала маркетплейсов.
Коллаборация онлайн с офлайн
Однако в продовольственной рознице наиболее вероятным сценарием является сосуществование маркетплейсов и офлайн-сетей. При этом маркетплейсы будут расширять food-направления через партнёрства, совмещение пользовательского опыта онлайн и офлайн (модели O2O), а офлайн-магазины будут усиливать омниканальность (включая доставку из магазинов, развитие дарксторов). Пока же в продуктовом ритейле офлайн-форматы сохраняют устойчивые позиции, особенно в категориях скоропортящихся товаров. В то же время увеличение выручки крупнейших продуктовых сетей в последние годы во многом обеспечивается инфляционным ростом среднего чека и расширением торговой сети, а поток покупателей прибавляется незначительно. Доля онлайн-продаж у продуктовых сетей остаётся на уровне 5–7% выручки, что отражает как логистические ограничения, так и сохраняющиеся потребительские предпочтения в пользу офлайн-покупок свежих продуктов: хлебобулочных изделий, мясной и молочной продукции, фруктов и овощей.





















обсуждение