При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Сегодня мы отойдём от экономической темы и рассмотрим чисто политический вопрос. Связан он с ЕС и с будущим этой организации.
Итак, коронавирус не только повлиял на мировую экономическую жизнь, но и активно меняет мировую политику. В Европе вновь возобновились разговоры о распаде Евросоюза, Штаты демонстрируют эгоизм и игнорируют европейских партнёров, бросив их один на один с коронавирусом, пока Москва и Пекин приходят на помощь бывшим союзникам США.
Страны Европы также недовольны действиями Брюсселя, в частности, как более развитые страны относятся к менее развитым странам, и как распределяется помощь в пределах альянса. Как же так произошло, что система европейского порядка, которая работала без сбоя последние 30 лет, дала трещину?
Проблемная Европа
Кризис, в который попала Европа из-за коронавируса, всего лишь вскрыл давние противоречия, возникшие внутри европейского альянса ещё в 2015 году во время миграционного кризиса. Тогда в Европу хлынули беженцы с Ближнего Востока, и Брюсселю с горем пополам удалось решить эту проблему.
Кризис 2015 года показал, что в Брюсселе правят бюрократы, что системы реагирования на форс-мажорные ситуации не существует, и глобальные кризисы Европейский союз не в состоянии быстро решать.
Так, если к проблеме беженцев 2015 года и к экономической рецессии 2008 года Европа ещё была, как минимум, морально готова, то к пандемии Старый Свет явно готов не был.
Что уж говорит, Брюссель «проспал» этот кризис. Ведь ещё в конце зимы Европейская комиссия была против закрытия внутренних границ ЕС. Всё изменилось лишь в марте, когда европейские политики приняли ряд важных мер, направленных на борьбу с эпидемией.
Нынешний кризис как лакмусовая бумажка показал истинное лицо Европы, которая работает по принципу — пока экономика растёт и приносит прибыль, мы все едины, но как только возникают серьёзные проблемы — каждый сам по себе.
Брюссель, как лицо единой Европы, оказался неспособным действовать в критических ситуациях. Решение всех вопросов европейские бюрократы переложили на плечи национальных властей, а изначальная надежда некоторых правительств, в частности итальянского, что Европа поможет в кризис, лишь замедлила принятие необходимых решений, и обострило ситуацию.
Кризис, вызванный коронавирусом, пока затрагивает медицину и экономику, думать о политических последствиях нет сил и времени, а вот когда «пыль уляжется» и начнётся анализ произошедшего, то устои ЕС могут пошатнуться.
При таком сценарии европейские народы могут захотеть вернуться к национальным границам, что поставит под вопрос существование таких структур, как НАТО и ЕС. Кстати, о НАТО, по мнению некоторых аналитиков, эта организация давно изжила себя, и держится лишь на страхе Европы перед Россией. Текущий кризис может оказаться для этого альянса роковым.
Лебедь, рак да щука
Современная Европа напоминает героев басни Крылова «Лебедь, рак да щука». Во время глобального кризиса вместо того, чтобы объединиться, страны ЕС, наоборот, тянут одеяло на себя. Например, в самом начале эпидемии в Европе часть стран препятствовали отправке средств защиты в Италию, или даже использовали медицинские грузы, которые предназначены были для Италии, для своих нужд.
Ни для кого не секрет, что экономика Европы замедляется. Экономический кризис назревал последние годы, а коронавирус лишь ускорил его приход. Даже самая сильная экономика Европы – немецкая, готовится к неизбежному спаду.
Такого сочетания негативных факторов в Европе не было со времён Второй Мировой войны. Даже во время Великой депрессии экономический ущерб не был столь большим.
Главы ЕЦБ уже одобрили крупный пакет стимулирующих мер, чтобы справиться с огромными потерями, которые эпидемия коронавируса нанесла экономике Европы. К сожалению, все эти меры носят временный характер, их хватит лишь на то, чтобы гарантировать заработные платы наёмным работникам, и отсрочить выплаты по налогам для малого и среднего бизнеса.
Несправедливая Европа
Для решения проблемы требуются дополнительные стимулы. Для этого самые пострадавшие от эпидемии страны Евросоюза во главе с Римом, Мадридом и Парижем предложили Брюсселю выпуск совместных еврооблигаций, цель которых объединить ценные бумаги из разных европейских стран. Таким образом, долг будет общим, и не будут находиться на балансе отдельной страны. Италия, Испания и Франция предлагают нести солидарную ответственность по долгам, причиной которых стал коронавирус. При этом доходы должны быть распределены между странами Евросоюза в соответствии с их практическими потребностями.
Евробонды должны объединить страны на время континентального кризиса, однако, более успешные экономики Европы, к которым относятся Германия, Австрия Финляндия, Нидерланды, выступают против масштабного наращивания долга. По правде сказать, более экономически развитый север Европы всё время свысока смотрел на юг Евросоюза: на Италию, Крит, Грецию, Испанию и на другие страны этого региона, которые, по их мнению, лишь сидят на их шее.
Евроскептики, не торопитесь
Для Европы коронавирус стал вторым после Брексита ударом по идеям о безальтернативности и незаменимости Евроальянса. Сам Брюссель отмечает, что пока не знает, когда ситуация стабилизируется.
Коронавирус может ускорить два противоположных процесса: либо разногласия между странами Европы ухудшатся, и ЕС распадётся, либо Европа объединится в борьбе с вирусом и его последствиями.
Правда, евроскептикам надо хорошо подумать, прежде чем ратовать за распад Евросоюза, ведь их цель – национальные государства – возможно, не будет полностью осуществлена, поскольку их в Европе уже мало кто помнит, что было до объединения, какая была Европа тогда, когда все жили сами по себе.
Противники Европейского союза грезят об идеальном мире, где страны Европы мирно живут рядом друг с другом. Здесь хочется отметить, что сейчас в Европе один из самых долгих периодов мирного существования в её истории, который начался именно с евроинтеграции. Европейский союз, так или иначе, дал Европе стабильность и благосостояние. До этого страны региона соперничали, и постоянно воевали друг с другом.
Евросоюз, как идея, себя ещё не изжила, и альянс нуждается лишь в реформировании. Если Брюссель сможет найти политическую волю и правильно распределит ресурсы, направив странам, которые больше всего пострадали от пандемии, дополнительные средства. И, если страны Европы в ближайшем будущем смогут отрегулировать экономические механизмы и создадут единый центр, который мог бы моментально реагировать на чрезвычайные ситуации, тогда Евроальянс может спокойно продолжать своё существование и противостоять США и Китаю, как на политическом поприще, так и на экономическом.
обсуждение