При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Американская компания Nikola Corporation, некогда считавшаяся восходящей звездой среди производителей электромобилей, объявила о банкротстве и готовится к продаже своих активов. Это решение стало финальной точкой в драматической истории стартапа, который ещё всего несколько лет назад оценивался в $30 млрд и вызывал восторг у инвесторов.
Nikola официально подала заявление о защите от банкротства по Главе 11, сообщив о планах провести аукцион и реализовать свои активы. У компании осталось всего $47 млн наличных средств для финансирования банкротного процесса и завершения деятельности. Руководство объяснило это решение давлением со стороны макроэкономических факторов и трудностями в привлечении капитала. Генеральный директор компании Стив Гирски (Steve Girsky) подчеркнул, что несмотря на все усилия, Nikola не смогла преодолеть финансовые и рыночные трудности.
Компания столкнулась с чередой скандалов, начиная с 2020 года, когда стало известно о мошенничестве ее основателя Тревора Милтона (Trevor Milton). Расследование, инициированное аналитической компанией Hindenburg Research, выявило, что Nikola предоставляла инвесторам недостоверные сведения о своих технологиях и продукции. В отчете утверждалось, что один из электрических грузовиков Nikola был представлен публике как работающий, тогда как на самом деле его просто скатили с холма для съемок рекламного ролика. Милтон был признан виновным в мошенничестве и приговорен к четырем годам тюремного заключения.
Основной продукцией Nikola были электрические и водородные грузовики и пикапы, выпуск которых начался в 2022 году. Однако производство оказалось сложным и затратным процессом: компания успела собрать всего 600 машин, многие из которых были отозваны из-за серьезных дефектов. Эти проблемы привели к огромным убыткам, исчисляемым десятками миллионов долларов. К 2024 году Nikola продолжала производство водородных грузовиков, но сталкивалась с нежеланием операторов автопарков инвестировать в этот сегмент из-за высокой стоимости заемных средств.
Финансовые трудности усугублялись с каждым кварталом. На конец третьего квартала Nikola сообщила о наличии всего $198 млн наличных средств, а к 2025 году у компании не осталось бы средств для продолжения деятельности. В надежде найти выход руководство искало стратегических партнеров, но безуспешно. В итоге было принято решение о ликвидации активов.
Nikola стала не единственным производителем электромобилей, который не справился. Компании, вышедшие на биржу в период пандемии, такие как Fisker, Proterra и Lordstown Motors, также столкнулись с банкротством. Высокие процентные ставки, снижение спроса и нехватка капитала сделали ведение бизнеса крайне сложным.
Ситуация с Nikola демонстрирует, насколько рискованными могут быть инвестиции в технологические стартапы. В 2020 году акции компании торговались по $80, но после многочисленных скандалов и финансовых потерь их стоимость упала ниже $2, а после объявления о банкротстве – до 41 цента. В прошлом году Nikola прибегла к обратному дроблению акций, чтобы сохранить листинг на бирже Nasdaq, но это не спасло компанию.
История Nikola – это наглядный пример того, как громкие обещания и амбициозные заявления могут быстро разрушиться под давлением реальности. В погоне за инновациями компания столкнулась с неоправданными ожиданиями, управленческими ошибками и скандалами, что привело к краху некогда многообещающего стартапа. Теперь Nikola остается лишь рассчитывать на то, что ее активы привлекут новых владельцев, способных реализовать идеи и проекты, которые так и не были доведены до конца.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Embattled EV maker Nikola files for Chapter 11 bankruptcy protection (CNBC)
- EV maker Nikola goes bankrupt, to sell assets as cash burn takes toll (Reuters)
обсуждение