При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
С развитием малого и среднего предпринимательства в России, развитие получают и альтернативные инструменты финансирования. На сегодня одним из актуальных инструментов для МСП стал краудфандинг.
Вместо кредитов: что подходит новому бизнесу
Первые упоминания о краудфандинге, как о механизме привлечения денежных средств, появились еще в начале ХХ века. Широкое распространение механизм получил в социальной и медицинской сфере: строительство и ремонт детских домов, хосписов, ремонт дорог и т.д.
С появлением интернета возможностей для краудфандинга стало на порядок больше – начиная от информирования о своем проекте, заканчивая возможностью дистанционно перечислить средства.
В настоящее же время, краудфандинг является инструментом финансирования, альтернативным кредитованию, в сегменте МСП. Причем, существует большое число разновидностей и подвидов данного инструмента, что с одной стороны создает гибкость с точки зрения потребностей бизнеса, но с другой – запутывает рядового инвестора, который привык к заданным параметрам классических инструментов.
Главное отличие краудфандинга от кредитования заключается в том, что собранные денежные средства являются невозвратными и те, кто принял решение участвовать в реализации проекта, получает – благодарность либо в подарок продукт или услугу, на который собирались денежные средства. Однако условия привлечения денег, могут варьироваться.
Принцип работы
Для того, чтобы заявить о себе и своей идее, необходимо зарегистрироваться на онлайн-платформе, зарегистрированной в ЦБ, и спустя какое-то время начнется сбор средств. По данным ЦБ РФ на 1-й квартал 2022 года, в России зарегистрировано 59 онлайн платформ. На 1 декабря их количество практически не изменилось – 63 платформы. Но не все обозначенные компании занимаются именно краудфандингом, в том виде, в котором он как механизм привлечения денежных средств появился. Краудфандинг как предзаказ (музыки, книг, социальных и культурных инициатив) регулируется общими правилами Гражданского кодекса и не требует лицензирования.
Так, для работающего бизнеса есть другой вариант привлечения денежных средств – краудлендинг. Такой способ подразумевает привлечение средств через финансирование частными лицами, путем выбора понравившегося им проекта. Большой плюс такого способа в том, что можно будет оценить бизнес со стороны, как рынок.
Ограничения по суммам у краудлендинга – от 300 тыс. до 10 млн рублей, срок сбора средств варьируется от 2-х дней до одного месяца. Важно понимать, что привлеченные средства возвратные и платные, то есть за них придется платить ставку или комиссию. На данный момент в России, по данным ЦБ за 2021 год, объем рынка краудлендинга достиг практически 10 млрд рублей. В 2022 году цифра будет явно больше. Уже только сегмент займов достиг за 11 месяцев 2022 года такой же величины как весь рынок за 2021 год. Процентная ставка обычно находится в диапазоне от 15 до 30% годовых – в банках ниже. И период возврата на большинстве краудлендинговых платформ обычно составляет от 6 до 12 месяцев, в банках же можно получить деньги и на 2 – 5 лет.
Краудинвестинг – в основном для квалов
Помимо вышеперечисленных способов краудфинансирования, есть еще краудинвестинг – привлечение денежных средств в бизнес через продажу доли в компании, части пакета акций. То есть субъект МСП может вложить деньги в проект через вхождение в долю.
Плюсы краудинвестинга в том, что можно получить высокий доход, диверсифицировать инвестиции в несколько проектов сразу, однако, стоит помнить, что возрастает риск – невозврат проектом вложенных средств.
На площадках для краудинвестинга имеет смысл инвестировать в основном будучи квалифицированным инвестором – из-за чего эта сфера развивается медленнее остальных.
Для краудинвестинговых (так же, как и для краудлендинговых платформ) установлено ограничение, по которому невалифицированный инвестор не может инвестировать более 600 тысяч рублей в один календарный год на одной платформе.
По данным ЦБ РФ, по итогам 2021 года, рынок краудинвестинга в РФ составил 4,74 млрд рублей.
Служба безопасности платформ
Краудфандинг – удобный и практичный инструмент поиска инвестиций. Важно понимать, что любой участник онлайн платформы проходит модерацию с целью снижения риска обмана других участников. Как правило, сегодня у платформ краудфандинга есть своя служба безопасности, которая проверяет абсолютно каждого зарегистрированного. Тем самым, повышается прозрачность и безопасность для работы на таких ресурсах. Но работать стоит только с теми платформами, которые давно присутствуют на рынке или являются их дочерними структурами, и очень важно избегать финансовых пирамид и нелицензионных посредников, которые в описании своей деятельности упоминают стартапы, маркетплейсы и высокодоходные проекты и запутывают людей, которые доверяют им без проверки статуса компании.
Для заемщиков работа через платформы в легальном поле вместо денежных займов под процент в месяц «у знакомых» – способ снизить налогооблагаемую базу и затраты на финансирование своей деятельности.
Важный момент, про который не стоит забывать – чтобы гарантировать возвратность инвесторам вложенных средств с гарантированной доходностью, нужно оценивать всех участников платформы с точки зрения кредитного качества.
обсуждение