При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) предложило ряд инициатив, которые, по мнению его руководства, помогут сделать процесс реализации активов банков-банкротов более успешным и, соответственно, доходным. Эксперты, опрошенные порталом Finversia.ru, уверены в необходимости предложенных механизмов и обращают внимание на то, что вопрос изменений назрел давно.
Выступая в рамках Санкт-Петербургского экономического форума, глава АСВ Юрий Исаев заявил, что агентство предлагает наделять АСВ полномочиями временной администрации сразу после отзыва лицензии у банков. По его словам, это позволит начинать подготовку к «ликвидационным мероприятиям сразу после отзыва лицензии, а не после признания банка банкротом по решению суда». «Чем больше сжать процедуру ликвидации, тем больше денег можно сэкономить, что в итоге приведет к большему проценту удовлетворения кредиторов», - подчеркнул он. Агентство уже подготовило соответствующий законопроект, который «базово» согласован с ЦБ и правительством и готовится к внесению в Госдуму.
Напомним, что в настоящий момент функции временной администрации выполняет Банк России. АСВ же «заходит» в банки уже после регулятора, что в итоге приводит к потере около полутора лет.
«Соберемся и сделаем»
«Чем больше сжать процедуру ликвидации, тем больше денег можно сэкономить, что в итоге приведет к большему проценту удовлетворения кредиторов».
Юрий Исаев озвучил данные, согласно которым с 2004 года АСВ в качестве ликвидатора и санатора работало в 629 кредитных организациях, 34 негосударственных пенсионных фондов и 12 страховых компаний. На сегодняшний день количество банков, управляемых агентством, составляет 322 кредитных организации. Таким образом, в настоящий момент АСВ управляет активами банков балансовой стоимостью почти на 4 трлн рублей, а на продажу выставлено более 50 тысяч позиций различных активов банков-банкротов.
Комментируя порталу Finversia.ru эту инициативу, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что концептуально эта инициатива АСВ заслуживает поддержку. «Необходимо очень точно оценить все процедуры, чтобы избежать возможного конфликта интересов. Сам механизм нуждается в четком правовом оформлении и в максимально понятной и четкой процедурной настройки, но концептуально эту идею есть смысл поддержать», - заявил глава думского комитета.
Владимир Гамза, глава комитета Торгово-промышленной палаты по финансовым рынкам, отмечает, что это абсолютно правильная инициатива. «Я не первый год говорю о том, что регуляторы (ЦБ или АСВ, не суть важно) должны реагировать на проблемы в банках гораздо оперативнее», - напоминает он.
С коллегой соглашается Василий Солодков, директор Банковского института Высшей школы экономики. «Инициатива АСВ представляется совершенно правильной и своевременной. Более того, необходимо было внедрять этот механизм еще лет 15 назад. Ведь АСВ обеспечивает выплаты вкладчикам банков с отозванными лицензиями, но при этом не имеет сразу доступа к активам кредитных организаций. Точнее, получает его только после признания банка банкротом, когда, зачастую, уже поздно что-то предпринимать», - говорит профессор ВШЭ.
Ян Арт, эксперт Комитета Государственной думы по финансовому рынку, полагает, что «централизовать» опцию временной администрации на фундаменте АСВ – может оказаться наиболее эффективным механизмом по нескольким причинам.
«Во-первых, у АСВ, созданного в свое время на базе АРКО, есть многолетний опыт решения подобных задач, - отмечает Ян Арт. - Во-вторых, АСВ за последнее десятилетие сумело создать наиболее четкий механизм работы с проблемными банками с максимальным комфортом для населения: выплаты вкладчиком идут четко, быстро, комфортно для клиентов банков. Причем этот механизм не снизил качество даже при довольно масштабных объемах отзыва лицензий. В-третьих, процедуры антикризисного управления в банках очень деликатные, вызывают много вопросов, спорных моментов, иногда – подозрений. Он нуждается в контроле. А такой контроль легче всего отладить, если опция банковского «антикризисного управляющего» будет сосредоточена в одном институте».
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков, комментируя инициативу АСВ отметил, что поскольку эта идея была высказана лишь на днях, у АРБ не было возможности подробно её обсудить. «Но если нам пришлют запрос на заключение, мы соберемся и сделаем. Наверняка мы обратим внимание на некоторые моменты. Ведь чёртик в деталях», - отметил глава АРБ.
Игра на понижение
К «чёртикам» мы еще вернемся, пока же продолжим о конкретных механизмах, которые были озвучены Юрием Исаевым. Так, было предложено в корне поменять существующую систему торгов: вместо привычного аукциона на повышение цены, использовать так называемый «голландский аукцион», при котором актив выставляется по балансовой явно завышенной цене, которая в ходе торгов постепенно снижается, пока не поступит первая заявка от покупателя и далее идет на повышение, пока не будет продан. В странах с развитым финансовым рынком такой механизм, зачастую, позволяет реализовывать активы в течении всего одного дня.
«Инициатива АСВ представляется совершенно правильной и своевременной. Более того, необходимо было внедрять этот механизм еще лет 15 назад».
Новый вид аукциона потребовал и появления единой площадки по реализации имущества. По понятным причинам, организация и проведение торгов было предложено отдать на аутсорсинг. В итоге, АСВ и выбранная им в ходе конкурса площадка - Российский аукционный дом (РАД) уже заключили соглашение о сотрудничестве. «Сотрудничество с Российским аукционным домом поможет АСВ в выполнении главной задачи – формировании в максимально возможном объеме конкурсной массы ликвидируемых финансовых организаций за счет эффективной продажи их имущества. Это очень важно, поскольку полученные средства являются источником для расчетов с кредиторами. Сегодня средний процент удовлетворения требований кредиторов составляет 41%, а в начале деятельности агентства он был чуть более 4%. В рамках соглашения РАД поможет АСВ в доведении информации о реализуемых активах до максимально широкого круга лиц, предметном поиске покупателей, всесторонней маркетинговой поддержке продаж активов», - заявил Юрий Исаев.
Андрей Емелин, председатель Национального совета финансового рынка (НСФР), уверен, что инициатива АСВ заслуживает самого пристального внимания. «Действительно, ускорение ликвидационных процедур в целом позволит повысить полноту получаемого кредиторами возмещения. Внедрение же системы голландского аукциона сделает процедуру торгов гораздо более быстрой, а значит эффективной с точки зрения интересов кредиторов, а также прозрачной», - считает он.
Детали и чёртики
Гарегин Тосунян пояснил, что в понятном стремлении повысить эффективность не следует искать поводы, чтобы нарушить Конституцию. «У регуляторов есть инструменты противодействия выводу активов и другие превентивные меры. Но беда в том, что мы слишком широко стали толковать превентивность наших мер: человек еще даже не подумал совершить преступление, а мы уже готовы превентивно его наказать. Так не должно быть. Превентивность мер не означает, что мы наказываем человека задолго до. Приведу в пример «чёрные списки» Банка России. В них попадают люди, которые еще не совершили никаких преступлений, но мы уже – по каким-то там признакам, на всякий случай – готовы заморозить его счёт и так далее. Чувство меры надо иметь, а мы в крайности впадаем. Подчеркну, что не я не провожу прямые параллели и когда к нам обратятся с конкретным запросом по поводу особых прав АСВ, мы дадим заключение», - констатировал он.
При этом основной вопрос главы АРБ связан с возможностью АСВ распоряжаться имуществом банков еще до отзыва лицензии. «АСВ в некоторых случаях и ранее получало права временной администрации. Однако вопрос, насколько я понял из сообщений в СМИ, не в этом. А АСВ хотят, чтобы ещё до отзыва лицензии и признания судом банкротства банка они бы получали права распоряжаться имуществом. Таким образом, АСВ хочет получить особую компетенцию. И тут, конечно, есть проблема, поскольку ущемляются права собственников», - считает Гарегин Тосунян.
«Процедуры антикризисного управления в банках очень деликатные, вызывают много вопросов, спорных моментов, иногда – подозрений. Он нуждается в контроле. А такой контроль легче всего отладить, если опция банковского «антикризисного управляющего» будет сосредоточена в одном институте».
Глава АСВ, комментируя новые подходы отмечал, что речь не идет о том, чтобы распоряжаться имуществом до решения суда, это невозможно. Речь идет о подготовке к работе, описи имущества, составлении реестра итд.
Главе АРБ заочно оппонирует Василий Солодков. «Что касается возможного ущемления прав собственников, то, во-первых, АСВ, в качестве временной администрации, «заходит» в банки уже на этапе отзыва лицензии. Во-вторых, предлагаемый голландский аукцион как раз и позволяет получить за имущество, активы именно рыночную цену. В конце концов, задача ликвидаторов – возместить потери. В первую очередь, физлицам-вкладчикам банка, затем уже, по возможности, юридическим лицам», - отмечает эксперт.
А как у них?
Касательно мирового опыта решения проблем с проблемными банками полезно обратиться к американской практике, которая на законодательном уровне уже более столетия совершенствует свою систему. Сегодня в США вопросы банкротства банков отнесены к компетенции Федеральной корпорации страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation; FDIC), полномочия которой по регулированию их деятельности очень широки - от регулярных проверок до прекращения деятельности кредитных организаций. Отметим, что речь не идет о банкротстве в привычном его понимании (с длительными судебными разбирательствами), а именно о прекращении деятельности. Это механизм так называемого немедленного банкротства, когда банк признается регулятором неплатежеспособным. После появления соответствующего решения, все активы банка переходят в собственность FDIC. То есть, в США, финансовые организации исключаются из общего порядка банкротства, для них предусмотрен внесудебный порядок. Кстати, эта практика сегодня перенимается многими странами.
Поэтому FDIC, становясь собственником банка, не банкротит, но реорганизирует его. В большинстве случаев ему подыскивают новых акционеров, и вся процедура сводится к процедуре передачи активов - обязательств проблемного банка другой кредитной организации. Причем последняя принимает на себя все обязательства поглощённого банка в полном объеме. Таким образом, независимо от суммы вклада, клиент банка (применительно к физлицу) не теряет свои средства, продолжая обслуживаться на прежних условиях уже в новой организации. На эту особенность обращает внимание и Владимир Гамза. «Как это происходит в развитых, с точки зрения финансовых рынков, финансовых институтов, странах? Временная администрация «заходит» в банк, оценивает глубину проблем и потенциал их решения, в случае необходимости убеждает акционеров продать кредитную организацию (или её часть) другим собственникам. В США, например, этот механизм настолько распространен, что клиенты банков даже не замечают смены собственника и «вывески» банка. То есть, механизм санации направлен на сохранение, а не на убийство банковского бизнеса. Основная задача санатора – это спасение клиентских средств. У нас же из-за чистки банковского сектора уже потеряно более 500 тысяч предприятий, средства которых пропали в банках-банкротах», - сетует экономист.
При таком подходе АСВ при прочих равных (отсутствии злоупотреблений, прозрачности, отлаженном контроле) может стать источником регенерации здоровой банковской системы, согласен с такой позицией и Ян Арт.
Андрей Емелин отмечает, что возможное расширение полномочий АСВ вполне оправдано, поскольку агентство за время своей работы доказало свою способность эффективно работать в существующих жестких правовых рамках. И дальнейшее расширение полномочий АСВ, как организации с четкой отраслевой специализацией, видится в целом логичным. «При этом, разумеется, как и в любом комплексном правоотношении, здесь важно обеспечить баланс интересов всех сторон, что потребует выполнения некоторых сопутствующих условий и обеспечения соответствующих правовых гарантий прежде всего для «слабой стороны» процесса – кредиторов», - отметил он.
В числе этих условий Андрей Емелин выделил необходимость следующих шагов:
- повысить информационную прозрачность деятельности временной администрации АСВ для обеспечения независимого контроля со стороны самих кредиторов и собственников. Здесь можно с учетом современных технологий рассмотреть создание на стороне АСВ системы личных кабинетов кредиторов с автоматическим получением через них всей относимой информации;
- обеспечить более строгий судебный контроль за добанкротными ликвидационными процедурами для обеспечения интересов кредиторов и собственников;
- повысить и/или обеспечить дополнительные правовые гарантии возмещения вреда лицам, чьи права были нарушены в процессе деятельности временной администрации. В модели с АСВ такие гарантии будет возможность реализовать гораздо эффективнее.
- обеспечить обязательный текущий и последующий контроль за ликвидационными процедурами до начала процедуры банкротства со стороны Банка России и правоохранительных органов. Можно, например, рассмотреть модель кураторов от Банка России, осуществляющих текущий контроль за ходом ликвидационных процедур, – это и снизит нагрузку на Банк России по сравнению с нынешней, и позволит не допустить проявлений конфликта интересов для АСВ.
обсуждение