При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Рынок фан-токенов, изменчивого коктейля из криптовалюты и спорта, раскаляется в пустыне Катара.
Интерес к этой нишевой разновидности криптовалют, обычно связанной со спортивными командами, такими как «Барселона» или сборная Бразилии, был подогрет чемпионатом мира по футболу, который начался 20 ноября.
По данным Kaiko, базирующейся в Париже фирмы, занимающейся криптографическими данными, средний дневной объем торгов этими токенами вырос примерно до $300 млн в ноябре с $32 млн месяцем ранее.
«Таким образом, у нас есть 10-кратное увеличение объема, что является огромным для этих токенов», — указала аналитик-исследователь Дессислава Обер.
Некоторым покупателям эти токены дают возможность взаимодействовать со своей командой или игроком и получать привилегии, такие как шанс выиграть призы и проголосовать за песни, исполняемые на матчах. Для других торгуемые монеты предоставляют новую инвестиционную возможность.
Однако это должен быть смелый инвестор, который попытается угадать любую разумную связь между неустойчивыми ценами на монеты и реальными событиями.
Жетон аргентинской команды Лионеля Месси упал на 25% до $5,26 после шокового поражения команды от Саудовской Аравии в первом матче чемпионата мира. Тем не менее, он упал еще на 22% после того, как последующая победа команды над Мексикой принесла облегчение болельщикам.
Монета Португалии Криштиану Роналду выросла на 119% до $7 за 10 дней до турнира, но затем потеряла почти половину своей стоимости, несмотря на то, что она не проиграла и возглавляла свою группу перед столкновением с Уругваем в понедельник. Команда Португалии выиграла и вышла в плей-офф.
Точно так же и в клубном футболе токен «Арсенала» упал на 12,5% с начала сезона до $1,68, несмотря на их блестящий путь к вершине английской премьер-лиги.
По мнению исследователей, в падении цен частично виновато общее недомогание рынка криптовалют, эти неустойчивые активы увядали, поскольку инвесторы избегали риска.
Согласно данным CoinGecko, общая рыночная капитализация фанкойнов подскочила до $401 млн в первые выходные чемпионата мира по футболу с $256 млн примерно 10 днями ранее, но с тех пор она упала ниже $300 млн.
Сиддхарт Джайсвал, основатель и генеральный директор Sportzchain, который в основном выпускает токены для азиатского рынка, подчеркнул, что люди не должны покупать монеты в первую очередь для заработка.
«Вишенка на торте в том, что это инструмент, доступный на блокчейне, которым можно будет легко торговать в будущем, поэтому к нему прилагается финансовая коннотация», — добавил он.
«Но первое впечатление никогда не должно заключаться в том, что вы покупаете фан-токен с точки зрения получения прибыли», — считает эксперт.
Socios, которая продвигает Месси, является крупнейшим игроком в этом сегменте криптоиндустрии. Это облегчает торговлю большинством фанкойнов, описывая покупку таких токенов как присоединение к схеме лояльности с эксклюзивными преимуществами и призами.
Некоторые из крупнейших футбольных клубов мира запустили токены при поддержке Socios, в том числе «Пари Сен-Жермен», «Манчестер Сити», «Интер Милан» и «Атлетико Мадрид», а также национальные сборные Португалии и Аргентины с рыночной капитализацией токенов от $7 до $21 млн.
Объемы торгов токеном Chilliz, связанным с Socios, который пользователи покупают для обмена токенами своей команды, достигли семимесячного максимума в начале ноября в преддверии чемпионата мира по футболу, но с тех пор снизились на 40% от этого пика.
Согласно данным Kaiko, при рассмотрении разбивки торгов токеном Chilliz по фиатной валюте доминирует корейская вона, общий объем которой в начале ноября превысил 87%, за ней следует турецкая лира.
Всплеск роста фан-токенов произошел во время потрясений на рынке криптовалют, который оправился от краха крупной биржи FTX в начале этого месяца. Биткойн близок к двухлетнему минимуму на уровне около $16 245.
В то время как фиаско FTX подняло серьезные вопросы об отсутствии регулирования цифровых активов, фанкойны, которые, по словам некоторых эмитентов, подпадают под категорию служебных токенов, остаются серой зоной.
«Токены, которые не обладают достаточной полезностью, могут подвергнуться проверке со стороны регулирующих органов, поскольку это будет означать, что токен является инвестицией в клуб», — полагает Маркус Сотириу, аналитик брокера цифровых активов GlobalBlock.
«Однако, если токен предлагает эксклюзивные преимущества и фокусируется на полезности, которую он предоставляет своим поклонникам, то я не думаю, что возникнут проблемы с регулированием», — сказал он.
В Socios заявили, что верят в регулирование, чтобы обеспечить фанатам доверие и прозрачность.
В августе британский орган по надзору за рекламой оставил в силе решение против «Арсенала» в связи с двумя объявлениями о фан-жетонах, размещенными на веб-сайте клуба и в Facebook (принадлежит Meta - признанной экстремистской организацией и запрещенной в России), которые, по его мнению, вводили в заблуждение и были безответственными, хотя клуб это отрицал.
Маркус Тилен, руководитель отдела исследований платформы цифровых активов Matrixport, сказал, что интерес к этим токенам среди футбольных фанатов может быть недолгим.
«Компании и команды, которые продают эти токены, теперь должны предлагать больше ценности через регулярные промежутки времени, иначе пользователи довольно быстро потеряют интерес после чемпионата мира», — отметил он.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение