При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Более половины новых клиентов микрофинансовых организаций приходят к ним, не обращаясь первоначально в банки. Что это – рост доверия потребителя к микрофинансистам? Или ситуация с кредитными историями (или финансовой грамотностью) россиян столь плачевна, что дорога за займами в банки им оказалась закрыта?
В конце сентября Объединенное кредитное бюро (ОКБ) и сервис онлайн-кредитования «Е-заем» опубликовали данные совместного исследования «кредитного поведения» заемщиков, впервые обратившихся за займом в I полугодии 2017 года. Основная задача анализа состояла в том, чтобы определить, какая доля клиентов МФО пришла к ним из-за отказа в кредите, а какая – обратилась напрямую. Для этого в числе прочего были проанализированы кредитные истории заемщиков.
Выяснилось, что 51% клиентов МФО даже не думали обращаться за кредитом в банк, сразу направляясь к микрофинансистам. Впрочем, версия о росте доверия к МФО оказалась несостоятельной, поскольку аналогичная цифра была зафиксирована и в 2015 году, а в 2016-ом соответствующий показатель был даже выше – 52%.
Также почти не изменилась доля граждан, впервые решивших занять деньги под проценты, которые пришли в МФО после обращения в банк. И соответственно – получили там «от ворот поворот». В 2017 году показатель составил 44%, как и годом ранее. В 2015 году «банковских отказников» среди клиентов МФО было 45%.
«Такая ситуация сложилась из-за того, что в 2016 году кризисные явления в России ощущались еще достаточно сильно, а банки кредитовали не так активно. В результате клиенты стали чаще обращаться сразу в МФО, не пытаясь получить кредит. 2017 году ситуация улучшилась и получить кредит стало проще. Это повлияло на долю клиентов МФО, не бравших ранее кредитов – их стало меньше на два процентных пункта», – говорит Мамука Ризаев, финансовый директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем».
Каждому свое
Как объясняют эксперты, у МФО на сегодняшний день сформировалась своя отдельная потребительская ниша. «У МФО сейчас есть своя целевая аудитория. Не секрет, что за последние пару лет банки серьезно сократили кредитование и ужесточили требования к заемщикам. Однако потребность населения в заемных средствах не исчезла. Это могут быть люди, которые даже не пытаются обратиться в банк из-за заведомого несоответствия требованиям: например, отсутствие подтвержденного дохода, официального трудоустройства или не очень хорошая кредитная история», – прокомментировал ситуацию порталу Finversia.ru Николай Мясников, заместитель генерального директора ОКБ. Кроме того, по его словам, развитие сегмента онлайн-кредитования привлекает в МФО категорию заемщиков, которые испытывают необходимость в небольшом объеме денежных средств и могут быстро получить их, не выходя из дома.
«Банки и МФО в части клиентов пересекаются всего на 25%. Напомним, что на протяжении нескольких лет данный показатель не меняется, поэтому с уверенностью можно говорить о том, что рынки комплиментарны и ни в коем образе не являются конкурентами», – подтвердил Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании «Домашние деньги». Таким образом, клиенты банков и МФО – совершенно разная аудитория. Как показывает официальная статистика, микрофинансовые организации в силу особенности бизнеса работают с менее платежеспособным населением. «Средний ежемесячный доход нашего типичного клиента не превышает 30-40 тыс. рублей на семью. Согласно статистике, доля критически бедного городского населения в стране – около 13%, доля малообеспеченного – 66%. Получается, что 79% жителей страны – это потенциальные клиенты МФО, у них низкий подтвержденный доход. Поэтому они не могут получить кредит в банках, так как последние в 100% случаев откажут данной категории», – продолжает Андрей Бахвалов.
Кроме того, в период кризиса банки резко сократили количество региональных офисов – тем самым оставив существенную часть населения России без возможности оформить кредит. В свою очередь, микрофинансовые организации активно присутствуют в небольших населенных пунктах и даже в деревнях.
Кредитная «невинность» не ценится
По статистике «Домашних денег», 40% сегодня клиентов МФО имеют испорченную кредитную историю, 8% – просроченную задолженность до 30 дней (однако она уже не является технической). Еще 20% обращаются сразу в МФО в силу определенных причин (низкий доход, непостоянное место работы, отсутствие филиала банка в населенном пункте), даже несмотря на то, что значительная часть этих людей, а именно 18%, имеют положительную кредитную историю. «Интересно заметить, что 14% клиентов МФО не смогли получить кредит в банке по причине отсутствия кредитной истории, то есть они еще ни разу не оформляли кредит или займ», – отмечает Андрей Бахвалов. Тут нужно заметить, что по данным «Домашних денег» процент заемщиков, идущих прямо в МФО, минуя банк, оказался ниже, чем у ОКБ – 34%. Однако, как уточняет Андрей Бахвалов, это не меняет сути – доля тех, кто не думает об обращении в банки, в последние годы сохраняется на стабильно высоком уровне.
При этом МФО, по данным исследования ОКБ и «Е заем», стали значительно чаще кредитовать своих клиентов. За два последних года с 10% до 25% выросла доля одобрения среди тех, кто подался сразу в МФО – без захода в банк. С опять же 10% до 23% увеличился процент «банковских отказников», получивших микрофинансирование. Наибольший уровень одобрения оказался у клиентов, которые перед обращением МФО получили кредит. Если в 2015 году таких было там 16%, то в этом – уже 27%. «Эти данные показывают, что МФО увеличили долю одобрения всем рассматриваемым группам клиентов. Двум из них – более, чем вдвое за два года. Это означает, что МФО учатся все лучше оценивать предполагаемых заемщиков, выдавая им займы и при этом не увеличивая уровень дефолтности», – прокомментировал цифры Мамука Ризаев.
Среди заемщиков с открытыми кредитами сильнее всего выросли доли клиентов с одним и двумя кредитами. Первых сейчас 41% (против 35% в 2015 году), а вторых – 29% (против 24% в 2015 году). Снизилась сильнее всего доля клиентов с пятью и более кредитами – с 15% в 2015 году до 6% в 2017 году. «Снижение доли клиентов, имеющих более 5 кредитов, выглядит позитивно. Очевидно, что такое количество кредитов говорит о сложном положении заемщика, и дополнительная нагрузка скорее всего не пойдет ему на пользу», – продолжил Мамука Ризаев.
Анализ поведения заемщиков в течение 1 месяца перед обращением в МФО | I пол. 2015, % | I пол. 2016, % | I пол. 2017, % |
---|---|---|---|
Не обращались в банки | 51 | 52 | 51 |
из них получили заем в МФО | 10 | 19 | 25 |
Получили отказ в банках | 45 | 44 | 44 |
из них получили заем в МФО | 10 | 16 | 23 |
Получили кредит в банках | 4 | 4 | 5 |
из них получили заем в МФО | 16 | 20 | 27 |
Наличие кредитов в банке на момент получения первого займа в МФО | I пол. 2015, % | I пол. 2016, % | I пол. 2017, % |
---|---|---|---|
Без кредитов в кредитной истории | 23 | 29 | 27 |
С кредитами в кредитной истории | 77 | 71 | 73 |
Наличие открытых кредитов в банке на момент получения первого займа в МФО | I пол. 2015, % | I пол. 2016, % | I пол. 2017, % |
---|---|---|---|
Нет открытых кредитов | 11 | 15 | 14 |
Есть открытые кредиты | 89 | 85 | 86 |
Количество открытых кредитов в банке на момент получения первого займа в МФО | I пол. 2015, % | I пол. 2016, % | I пол. 2017, % |
---|---|---|---|
1 кредит | 35 | 41 | 41 |
2 кредита | 24 | 25 | 29 |
3 кредита | 16 | 15 | 15 |
4 кредита | 10 | 9 | 9 |
5+ кредитов | 15 | 10 | 6 |
обсуждение