При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Nissan и Honda прекратили переговоры о возможном слиянии, которое могло бы создать автопроизводителя стоимостью $60 млрд, но острые разногласия между сторонами привели к провалу сделки. Это событие усиливает неопределенность для Nissan, который продолжает бороться с последствиями многолетнего кризиса, и подчеркивает вызовы, стоящие перед традиционными автопроизводителями, поскольку китайские конкуренты стремительно захватывают рынок электромобилей.
Переговоры между двумя автогигантами начались в декабре, но вскоре столкнулись с трудностями. Одним из ключевых камней преткновения стало предложение Honda сделать Nissan дочерней компанией, что в итоге и привело к провалу переговоров. Несмотря на прекращение обсуждений по слиянию, обе компании продолжат сотрудничество в области технологий и других направлений, что особенно важно на фоне растущей угрозы со стороны китайских производителей электромобилей, таких как BYD, которые предлагают более современные и программно ориентированные автомобили.
Дополнительное давление на японских автопроизводителей оказывает возможное введение новых пошлин в США на автомобили, импортируемые из Мексики, где Nissan и Honda имеют крупные производственные мощности. В таких условиях Nissan оказывается в особенно сложном положении. Компания не оправилась от управленческих потрясений, вызванных арестом и уходом бывшего председателя Карлоса Гона (Carlos Ghosn) в 2018 году, и продолжает испытывать трудности на фоне усиливающейся конкуренции.
По словам аналитиков, Honda уверенно занимает свою нишу и обладает множеством конкурентных преимуществ, тогда как Nissan остается в уязвимом положении и нуждается в новом стратегическом решении. Слияние с Honda могло бы создать четвертого по величине автопроизводителя в мире после Toyota, Volkswagen и Hyundai, однако переговоры не увенчались успехом. Генеральный директор Honda Тосихиро Мибе (Toshihiro Mibe) выразил сожаление по поводу срыва сделки, отметив, что затягивание переговоров могло бы нанести еще больший вред компаниям. В то же время он подчеркнул, что Honda готова рассматривать возможность партнерства с другими автопроизводителями, помимо Nissan и Mitsubishi Motors.
Mitsubishi, являющаяся младшим партнером Nissan в альянсе с Renault, также участвовала в обсуждениях, но в итоге отказалась от сделки. Одновременно с этим Nissan объявила о третьем за год снижении годового прогноза и значительном падении квартальной прибыли. В ответ на сложившуюся ситуацию компания решила ускорить программу по реструктуризации, которая предусматривает закрытие завода в Таиланде к июню, а также дальнейшее сокращение мощностей, включая остановку работы еще двух заводов. Ранее Nissan уже объявила о планах уволить 9000 сотрудников и сократить глобальные производственные мощности на 20%.
Источники сообщают, что Nissan может предпринять дополнительные меры по сокращению мощностей в Китае, где компания управляет восемью заводами через совместное предприятие с Dongfeng Motor. В частности, уже приостановлено производство на заводе в Чанчжоу. В таких условиях Nissan рассматривает возможность привлечения новых партнеров. Одним из потенциальных союзников может стать Foxconn, чей председатель Юнг Лю (Young Liu) недавно заявил о готовности рассмотреть возможность приобретения доли в Nissan, хотя основной целью остается сотрудничество.
После объявления о начале переговоров 17 декабря акции Nissan взлетели более чем на 60%, а Honda показала рост на 26%. Однако после срыва сделки эти показатели снизились до 21% для Nissan и 11% для Honda. В настоящее время рыночная капитализация Nissan почти в пять раз меньше, чем у Honda, которая составляет 7,5 трлн иен (около $48,6 млрд). Еще десять лет назад обе компании стоили примерно одинаково – 4,6 трлн иен, но с тех пор разрыв между ними значительно увеличился. Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость для Nissan искать новые пути выхода из кризиса и адаптации к изменяющемуся рынку.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Nissan and Honda ditch $60 billion merger talks and face new uncertainty (Reuters)
обсуждение