Воскресенье, 16.03.2025
×
Снятие санкций с России. Цены и ураган по имени Трамп. Экономика за 1001 секунду

Новая нормальность. Это просто модное слово или новая действительность?

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представило публике масштабное исследование «Новая нормальность». Исследование НАФИ охватило 2000 человек, 46 регионов и 152 населенных пункта России.

На старте специалисты НАФИ предложили определиться сутью модного термина.

Термин «новая нормальность» («New Normal») получил широкое распространение после финансового кризиса 2007-2008 годов и ранее в основном использовался для описания социально-экономических последствий глобальной рецессии.

Сегодня «новой нормальностью» определяют не столько экономические, сколько социальные последствия глобальной пандемии COVID‑19 – то есть последствия в разных аспектах жизнедеятельности человека, подразумевая, что то, что совсем недавно было ненормальным, становится обычным явлением.

Большую общественную огласку в России этот термин получил в апреле 2020 года после его использования в телевизионном интервью главой Роспотребнадзора Анной Поповой, которая заявила: «Нам надо готовиться, и это совершенно очевидно уже, что у нас теперь наступает новая нормальность – мы должны будем поменять свои привычки».

Тем не менее, термин «новая нормальность» вызывает у некоторых социологов неприятие – они не считают, что жизнь претерпит кардинальные изменения.

Пройдемся по основным постулатам исследования НАФИ:

Более бедная экономика и новое отношение к финансам

Главное и, пожалуй, самое очевидное изменение носит экономический характер – общество возвращается к более бедному образу жизни, начинает формироваться новая экономика – более цифровая, более устойчивая и более экономная. Новая экономика начинает формировать и новое общество – поляризованное по критерию адаптивности к изменениям, с переосмысленными ценностями жизни. Общество, разделенное на тех, кто не вернется к прежней жизни, увидев новые возможности, и тех, кто уже через несколько месяцев продолжит жизнь старую, с прежними принципами и установками.

Согласно опросу НАФИ, проведенному незадолго до коронакризиса, в случае потери основного источника дохода 42% россиян могли бы оплачивать все необходимые расходы – без займов у близких и оформления кредитов – в течение одного месяца, четверть (26%) – менее трех месяцев. Равные доли – по 10% – смогут прожить на свои сбережения от трех до шести месяцев и более полугода. В среднем при потере работы накоплений россиян хватит на 63 дня.

В последние годы переход к безналичным формам оплаты происходил постепенно, в основном будучи связанным с темпами распространения главного платежного инструмента – банковской карты. Сегодня подавляющее большинство россиян (82%) – держатели банковских карт, причем за последние 11 лет их доля выросла с 31% до 82%.

Последние кризисы показали, что уже через 3-4 года россияне возвращаются к краткосрочному финансовому планированию и необоснованному кредитному поведению.

Исследование показало, что каждый пятый россиянин (21%), использовавший до пандемии различные способы оплаты, стал чаще оплачивать покупки безналично. А вот среди тех, кто ранее пользовался только наличными деньгами (19% россиян), 87% не поменяли свои предпочтения, несмотря на пандемию, и продолжают пользоваться только наличными.

В странах БРИКС, по данным недавнего опроса Mastercard, после пандемии наблюдается большой рост популярности бесконтактной оплаты: например, в Бразилии 35% жителей, до этого не использовавших бесконтактную оплату, стали пользоваться ей, ссылаясь на удобство и «чистоту» 23. При этом 82% молодых бразильцев уверены, что продолжат использовать бесконтактные способы оплаты даже после полного окончания пандемии. Эта же тенденция подтверждается статистикой Mastercard: потребители все чаще ищут способы быстрого выхода из магазинов, не касаясь терминалов – число бесконтактных транзакций выросло на 500% с марта прошлого года. Самый заметный рост бесконтактных платежей – в продуктовых магазинах и аптеках.

Опросы, проведенные во время самоизоляции, показали, что до трети (33%) покупателей планируют меньше ходить в торговые центры и отдельные магазины после завершения карантина 25. Однако ритейлеры ожидают прихода покупателей, в том числе в торговые центры. В онлайне людям не хватает полноценного покупательского и клиентского опыта. Кроме того, онлайн по-прежнему не воспринимается как основное место покупки во многих категориях – особенно это касается одежды и обуви.

Треть россиян (32%) из числа тех, кто совершает интернет-покупки, стали чаще покупать онлайн на самоизоляции. Тем не менее, большинство россиян (73%) считают, что по окончании режима самоизоляции будут делать покупки онлайн с той же частотой, что и до пандемии.

В то же время, у некоторых россиян привычка делать покупки онлайн останется – поэтому сразу после пандемии можно ожидать рост числа онлайн-покупателей относительно показателей докризисного уровня, при этом средний чек, вероятнее всего, снизится. Покупатели планируют сокращать свои расходы практически во всех категориях из-за опасений в связи с возможным повышением цен и неопределенностью ситуации с доходами.

Мы прогнозируем тотальное изменение упаковки товаров.

Во-первых, переход многих товаров на онлайн-полки интернет-магазинов кардинальным образом меняет роль упаковки в процессе выбора товара: ее нельзя потрогать и даже сколь-либо точно определить ее размер. Производители продуктов со временем станут отказываться от шелф-тестов и станут проводить новые эксперименты, отслеживая важность для покупателей качества и эксклюзивности упаковки товара в интернет-магазине.

Во-вторых, актуализируется одна из второстепенных функций упаковки – защитная. Потребители сегодня не уверены, в какой степени коронавирус может представлять опасность, оседая на поверхностях продуктов. В результате предпочтение будет отдаваться упакованным продуктам. При этом в ситуации сокращения времени нахождения в магазине, покупатели будут принимать решение о покупке быстрее – поэтому упаковка должна позволять идентифицировать продукт и его положительные свойства с первого взгляда. Если товар не будет распознан сразу, он, скорее всего, не будет куплен.

 «Дистанционка» в жизни людей, цифровой мир и новые привычки

Предприниматели в большинстве случаев не рассматривают возможность сохранения дистанционной занятости сотрудников после окончания пандемии. Только 20% предприятий готовы сохранять режим удаленной работы для части своих сотрудников, 7% – для всех сотрудников.

В то же время мы разделяем мнение социолога, первого заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Александры Александровой о том, что работа в офлайн-режиме станет привилегированной: начальство будет делить сотрудников на тех, кто будет трудиться в офисе, и тех, в чьем физическом присутствии на работе не нуждаются:

«Сформируется своеобразная «элита» работающих в офисе штатников, занимающихся постановкой задач. Они будут «ядром кометы», а хвост составят загруженные работой удаленщики, которых будут постоянно испытывать на прочность и организованность максимально жесткими дедлайнами».

Большинство предпринимателей, которые полностью или частично перевели штат на удаленный формат работы, отметили снижение эффективности сотрудников – об этом заявили 82% представителей бизнеса. Каждый третий при этом отметил, что эффективность работы снизилась сильно. 14% предпринимателей указали, что произ

водительность не изменилась. Примечательно, что никто из предпринимателей не отметил повышения эффективности труда сотрудников в удаленном режиме.

По данным исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в мае 2020 года, каждый третий россиянин на самоизоляции занимался учебой или саморазвитием (36%). Обучению больше других посвящают время молодые россияне 18-24 лет (59% против 36% в среднем по стране) – группа населения с наиболее экономически активным поведением, для которой свойственны высокий уровень адаптации и обучаемости. Чаще всего на самоизоляции изучали иностранные языки, на втором месте – чтение книг и повышение цифровых компетенций (программирование/пользование специальными программами или сервисами).

Активное чтение книг во время самоизоляции (27% россиян стали больше читать) было мотивировано не только тягой к саморазвитию, но и возможностью отвлечься от негативного новостного фона и в целом происходящего вокруг.

Страх перед коронавирусом в обществе придал автомобилю новую роль 15. Автомобиль стал не просто средством передвижения, а фактически превратился в мини-укрытие на колесах, которое позволяет находиться внутри и снаружи. Разумеется, защитная функция автомобиля была актуальна и раньше, но пандемия и карантин лишь усилили ее.

Исследования НАФИ подтверждают: доля людей, предпочитающих использовать личный автотранспорт для своих перемещений, несколько возросла.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)

Сообщить автору об опечатке:

Адрес страницы с ошибкой:

Текст с ошибкой:

Ваш комментарий или корректная версия: