При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Новый президент США продолжит расшатывать мировой нефтегазовый рынок.
Оптимизм нефтяного рынка по поводу вероятной победы на выборах в США Джо Байдена плохо увязывается с его программой действий, как главы государства. Заявления Джо Байдена достаточно прозрачны - внешнеэкономический курс политики США не изменится и даже возможно его ужесточение в отношении России, а также усиление давления на Европу из-за «Северного потока-2».
От нового президента США ожидают смягчения санкций и прекращения торговой войны с Китаем. Последнее вполне возможно, но лишь с учетом, что первый этап торговой сделки, которая весьма выгодна США, будет исполнен. То есть Китай будет активно закупать американские энергоресурсы (на 52 млрд долларов за 2 года), главным образом, нефть и СПГ, таким образом, увеличивая конкуренцию на своем рынке между другими поставщиками.
Что касается санкций, то Джо Байден говорил лишь о возможном возврате к Тегеранской ядерной сделке 2015 года, то есть снятия жестких экономических ограничений с Ирана. А освободившись от них, Иран вернется к международной торговле нефтью, что перенасытит и без того страдающий от низкого спроса рынок, считает аналитик «Финам» Андрей Маслов.
Санкции против Венесуэлы и Ирана, снизили предложение нефти на 4 млн баррелей в сутки. Причем в случае иранской нефти, речь идет о прямом конкуренте российской марки Urals. Возвращение иранской нефти добавит общему объему производства вкупе с ростом добычи в Ливии около 3 млн баррелей в сутки. То есть более половины от суммарного сокращения, запланированного ОПЕК+ в 2021 году – 5,8 млн баррелей в сутки, или более трети – если альянс продлит действующие условия снижения производства на 2021 год в 7,7 млн баррелей нефти в сутки.
В отношении других стран, в том числе и России, возможно даже усиление санкций. «Джо Байден избирается от демократической партии, которая всегда относилась к России более агрессивно, нежели республиканцы», - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Вероятность попыток применения против нефтегазовой отрасли нашей страны новых ограничений в период его президентства возрастет, но не факт, что он получит на них одобрение в Конгрессе. Кроме того, самые болезненные для нас меры уже приняты. Например, против «Северного потока-2». Противодействие будет продолжаться, но усиление санкций мало чего даст США. Уже запрещено все, что можно было запретить. А в России и так понимают, что достроить его получится только своими силами. США остается лишь ввести санкции против покупателей российского газа. Но эта мера – слишком радикальная, и она выведет противостояние держав на качественно новый уровень.
В целом снижения градуса противостояния на газовом рынке не ожидается. Джо Байден продолжит политику своего предшественника по продвижению американского сжиженного природного газа (СПГ) в Европу и Китай. По мнению Симонова, в этом вопросе очень много политики. Особенно это касается Европы, где США будут всеми силами стараться не допустить роста влияния России.
Новый президент обещает активно поддерживать зеленую энергетику в ущерб нефтегазовой отрасли. Считается, что это должно нанести удар по сланцевой добыче в стране и убрать с мирового рынка часть американских углеводородов. Но учитывая, сколько людей занято в нефтегазовой промышленности США (около 10 млн человек), и ее значение для некоторых штатов, какие-то тотальные запреты на работу сланцевиков маловероятны.
«На федеральных землях, где президент может ввести различные ограничения по транспортировке и добыче углеводородов, нефть и газ не добывают», - говорит Константин Симонов. - В США недропользователи чаще всего являются владельцами земли. Поэтому в лучшем случае он просто не будет поддерживать отрасль, что несколько сократит в нее поток инвестиций. Но вот введение глобального углеродного сбора или платы за выбросы углекислого газа вполне возможны, а это ударит не только по американским производителям.
Кроме того, повестка демократов об ускорении развития возобновляемых источников энергии и увеличении доли зеленой энергетики в США в долгосрочной перспективе будет способствовать снижению мирового спроса на нефть, считает Андрей Маслов.
И наконец, изменится отношение к сделке ОПЕК+. Дональд Трамп вынужден был балансировать между выживанием сланцевых компаний и ценами на автомобильное топливо внутри страны. Именно поэтому в начале 2020 года он превратился из жесткого оппонента сделки ОПЕК+, в ее сторонника, когда цены на нефть рухнули ниже 30 долларов за баррель. У Джо Байдена такой дилеммы не будет, низкие цены на бензин для него станут приоритетом. Поэтому ОПЕК+ потеряет ценность для США и в случае роста котировок нефти возможно возобновление давления на участников сделки и угроза применения против некоторых из них американских санкций.
обсуждение