При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
«Открытая дверь», Яков Миркин, издательство «Лингва-Ф».
…Как-то в гостевой комнате одной телестудии, где в коротают время эксперты, прежде чем выйти в эфир и в очередной раз рассказать, как нам обустроить Россию, я увидел на журнальном столике две книги, лежащие рядом. Двух известных и талантливых экономистов. Одна называлась «Финансовый конструктивизм», Яков Миркин. Вторая – «Физиология либерального клана», Михаил Делягин.
Из второй я узнал, как министр Улюкаев некогда буянил в самолете. И еще много неприятного о «либеральном» блоке власти и около власти. Автор поставил своей целью вскрыть «физиологию либералов»…
…В конце прошлого года в Москве прошла презентация новой книги Якова Миркина «Открытая дверь». Если верить Википедии, у Миркина – более 200 книг. Но эта – все равно стала первой.
Первой «просто книгой» – не монографией, не учебником, не научным трактатом. И в этой книге Миркин обнажил то, что действительно можно назвать «физиологией либерального клана». Как он мыслит. Чем он дышит. Как видит…
* * *
Миркин музыкален… «Открытая дверь» - это рассказы. Нет, не те, к которым мы привыкли. Не витиеватые, не с четко продуманным сюжетом, неожиданной развязкой, катарсисом… просто рассказы, которые мы рассказываем соседу по купе, попутчику за рулем автомобиля, за столиком в кафе, на прогулке в парке. Словно идет рядом с тобой твой друг или просто хороший знакомый и, попыхивая трубочкой, делится каким-то наблюдениями и сюжетами – из сегодняшней жизни, из литературы, из истории. Не связанными, на первый взгляд. Но они ложатся как некая мелодия, симфония. Даже структура книжки напоминает «Времена года» - в ней есть глава «Пунцовая зима», «Горчичная весна», «Колотушкино лето» и «Осень Ястребиный коготь». О чем поют? О физиологии либерализма. Только не того, который и его горячие сторонники, и его горячие противники воспринимают как некую политическую оппозиционность. А настоящего. То есть занятого не политикой, а человеком.
«Это легкая книга, - пишет в предисловии автор. - В ней сотни историй. Все они о том, как вылепить из себя величину. Реальную. Не мнимую. Как жить, когда всё кипит. Не подчиняться обстоятельствам – всё изменится. По жанру - пряная проза и эссе для свободных и изобретательных людей. Или для тех, кто ими все равно станет. Как получилась книга? Каждый день для тридцати тысяч читателей в FB выкладывалась небольшая история или эссе. В книге – только те, что пользуются всеобщей любовью. Что делать с книгой? Пусть она валяется – в сумке, на кухне, у ноутбука. Под сенью чашки с кофе. Засыпанная крошками или шмотьем. Лишь бы ее легко было перелистать. А вдруг даст еще один ключ. Нам всем нужны ключи к тому, что происходит».
* * *
Миркин экономист… Если бы рецензии в обязательном порядке требовали наличие классических цитат – я бы вспомнил про «алгебру гармонией поверил». Яков Миркин поверил алгебру чистой экономики (а бывает она вообще «чистая», только из умственных конструкций, без людей-то?) гармонией человеческой жизни со всеми ее устремлениями, надеждами, «хотелками» и страхами. Может быть, сегодня – это единственный экономист, который не только помнит, что экономика – гуманитарная дисциплина (от homo – человек), но и точно знает, что другой – нечеловеческой- экономики попросту и не существует.
И снова цитирую «Открытую дверь»: «Именно это и называется либерализмом. Чувство легкости бытия под неподвижным взглядом государства, взывающего к лучшим инстинктам действия и творения».
Либерализм - это не спор конструкций, режимов, стратегий и политик. Это не партия. Это спор жизни. А жизнь, как напоминает сам Миркин, «взрывает правила».
Миркин советует этой жизни как сохранить себя в самых невероятно сложных ситуациях: «Переждать. Пересидеть. Не думать об идиотах. Строить собственную жизнь. Понимать, что жизнь сложнее – и устойчивее – чем то, что о ней говорят. Она сильнее. Она всегда может превозмочь тех, кто не в состоянии придумать ничего нового, кроме того, чтобы играть на ослабление… И это пройдет. Будут новые люди, новые цены, новые силы, новые ресурсы. Придет новая жизнь… сможет превозмочь весь этот бред, когда страна с 145-миллионным населением, обладающая всеми мыслимыми ресурсами мира, полностью зависит от пары резервных валют и цен на пару видов сырья». Миркин уверен, что так и будет: «Глупость неизменно должна дойти до конца. Ее ничто не остановит, не притормозит, она должна вдохновенно врать, передергивать и неизменно натравливать нас друг на друга»…
* * *
Миркин либерал… Но - либерал, который не оппозиционер. Человек, который не сжимает в руках винтовку или булыжник по одной из сторон баррикад, а взобрался прямо на нее, смотрит вниз и изумленно восклицает: «Смотрите, какая красивая весна! Она может быть нашей…». Может. Если мы научимся выращивать те самые «не мнимые, а реальные величины», о которых в предисловии говорит автор.
Не знаю, почему Миркин назвал свою книгу «Открытая дверь». Мне кажется, это человек, который видит окна – повсюду. И распахивает их, чтобы все могли глотнуть свежего воздуха – морозного зимнего, пьянящего весеннего, пряного летнего или прозрачного осеннего.
Миркин говорит не о победе идей, а о победе жизни. Она может побеждать и при самой «эталонной» демократии и при Франко – он неоднократно писал об этом в своих статьях. Он вспоминает авторов экономического чуда разных стран и «предлагаемых обстоятельств» - Людвиг Эрхард, Дэн Сяопин, Пак Чон Хи, Ли Куан Ю. Чувствуете, какие разные имена? Босс китайской компартии, диктатор азиатского острова, примерный западный политик… Какая разница – была бы воля к жизни и ее будущему: «Решают судьбу государства прежде всего новые идеи, невероятные идеи и люди, готовые сделать из них реальность, кормящую и детей, и внуков, и внуков правнуков»…
* * *
Миркин романтик… Он верит в свет. И, как все романтики, кажется невероятным одиночкой. Но это не так. С ним – целая армия. Причем русская армия. И он в своей книге вспоминает о ее «полководцах». Адмирал Мордвинов, первый председатель Вольного экономического общества… Академик Максим Ковалевский… Министр Петр Валуев… Князь Лорис-Меликов… Экономист Николай Кондратьев… Лев Толстой… Михаил Зощенко… Русские староверы (либералы, отказавшиеся от церкви, национализированной государством)… Записки Екатерины II…
Мне он напомнил замечательного эссеиста-историка Натана Эйдельмана, который в русской истории искал резерв русского будущего. Того самого, светлого, которое неоднократно порывались строить, но всякий раз – не ради ныне живущих, а ценой их жизни. И вновь цитирую автора: «Формула счастья для России: Россия – больше, чем государство»…
* * *
Миркин патриот… Самый натуральный, до мозга костей. Он патриот той самой России, которая «больше, чем государство». Патриот ее языка: «Я счастлив русским языком. Он невероятен». Он настолько патриот, что любит эту страну, а не ненавидит другие. Он ее любит вкупе со всем миром, со всей планетой. Как Маленький Принц свою розу. Как Николай Гумилев: «Я научу их сразу припомнить Всю жестокую, милую жизнь, Всю родную, странную землю, И, представ перед ликом Бога С простыми и мудрыми словами, Ждать спокойно Его суда».
* * *
Миркин футурист… Он рисует будущее – но не в виде планов, не в виде ресурса для победы идей, а наоборот – будущее, способное использовать идеи для своей победы. Трудно, но возможно: «У нас почти неисполнимая задача – вылезти из кожи мрачного, с тяжелым характером, ипохондрика, которого вечно тянет на опасные подвиги и на истязание самого себя. И стать то ли жизнелюбом, то ли сибаритом, то ли гедонистом, полным идей. Полным энергии, бега, изменяющим пространство. Сможем – не нужно ни стратегий, ни форумов, ни многостраничных, в сотый раз написанных фолиантов, как жить дальше, ни футуристов»…
обсуждение