При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Строительные площадки, фабричные сборочные линии и склады по всей Центральной Европе изо всех сил пытаются заполнить вакансии после того, как десятки тысяч украинских мужчин и женщин оставили свои рабочие места, чтобы вернуться домой после того, как Россия начала специальную военную операцию на Украине.
На протяжении последних десятилетий украинские граждане мигрировали в Центральную Европу, привлеченные более высокой заработной платой и облегчением визового режима. Они заполняли рабочие места, которые были недостаточно высокооплачиваемы для местных рабочих в строительстве, автомобильном секторе и тяжелой промышленности.
Многие из этих рабочих вернулись домой, после событий 24 февраля, что резко усугубило нехватку рабочей силы в некоторых из наиболее промышленно развитых стран Европы.
Агентство Reuters поговорило с 14 руководителями компаний, рекрутерами, отраслевыми органами и экономистами в Польше и Чехии, которые заявили, что отъезд украинских рабочих привел к росту затрат и задержкам в производственных заказах и строительных работах.
До СВО России украинцы были самой большой группой иностранных рабочих в Центральной Европе. По данным отраслевых торговых групп, Польша и Чехия приняли гастарбайтеров из Украины численностью около 600 000 и более 200 000 человек соответственно.
По оценкам торговой группы «Работодатели Польши», которая представляет 19 000 компаний, с начала военных действий около 150 000 украинских рабочих, в основном мужчин, покинули Польшу.
Веслав Новак (Wieslaw Nowak), исполнительный директор польского производителя трамваев и железнодорожных линий ZUE Group, сказал, что один из его субподрядчиков недавно не смог завершить работы, связанные с укладкой путей, потому что почти все его 30 украинских рабочих уволились.
«Многие компании массово ищут сотрудников на различных строительных площадках из-за большого оттока», — сказал он агентству Reuters.
«Это, безусловно, влияет на стоимость и темпы работы, потому что, если кто-то теряет несколько десятков сотрудников единовременно, восстановление команды занимает гораздо больше, чем вопрос нескольких дней», - добавил он.
В то время как Европейский центральный банк заявил в июне, что приток украинских беженцев, как ожидается, уменьшит нехватку рабочей силы в еврозоне, в промышленно развитых странах Европы, не входящих в валютный блок, похоже, происходит обратное.
Сотни тысяч украинских беженцев, в основном женщин и детей, прибывших в европейский регион, не подходят для многих вакансий. Часто рабочие места относятся к физически требовательным секторам, таким как строительство, промышленное или литейное производство, где действуют законодательные ограничения на то, сколько сотрудникам женского пола разрешено поднимать тяжестей.
От обучения женщин-беженцев работе с вилочными погрузчиками до найма новых рабочих в Азии компании изо всех сил пытаются найти инновационные способы заполнить пробелы в своей поредевшей рабочей силе, сообщили Reuters руководители компаний.
Но для многих компаний, пытающихся оправиться от экономических последствий пандемии COVID и столкнувшихся с резким ростом цен на энергоносители и усугубляющейся инфляцией после февральских событий в Украине, внезапная нехватка рабочей силы представляет собой серьезную проблему.
«Потеря украинских рабочих усугубила проблемы, с которыми сталкиваются компании», — сказал Рейтер вице-президент Чешской федерации промышленности Радек Шпикар (Radek Spicar). «Компании говорят, что не могут удовлетворить весь спрос со стороны деловых партнеров: они доставляют с задержками и платят штрафы».
Чешская Республика считается самой промышленно развитой страной ЕС, обладая высокими производственными мощностями, обеспечивающими 30% ВВП, Польша следует с небольшим отставанием с 25% валового внутреннего продукта.
Перед началом СВО РФ на Украине базирующаяся в Германии рекрутинговая компания Hofmann Personal имела более 1000 украинских кандидатов, которые должны были прибыть в Чешскую Республику в период с марта по июнь, в основном для работы в автомобильной, логистической и производственной сферах.
Компании, ожидающие этих работников, сейчас пытаются заполнить эти вакансии, говорит Габриэла Хрбакова (Gabriela Hrbackova), управляющий директор Hofmann Personal в Чешской Республике. В стране самый низкий уровень безработицы в Европейском союзе — всего 3,1%.
«Если эту проблему не удастся решить быстро и возможности для найма иностранных кандидатов не будут расширены, это будет иметь серьезные последствия, особенно для производственных компаний», — заявила она. «Компаниям не хватает сотен сотрудников на должности производственных операторов, квалифицированных производственных должностей, таких как сварщики, (механизаторы), слесари и водители погрузчиков».
Руководители компаний и торговые группы заявили, что влияние отъезда украинских рабочих особенно остро ощущается в странах Европы с формирующимся рынком, потому что эти регионы менее автоматизированы, чем более развитые экономики Европейского Союза, такие как, например, Германия и Франция.
Для Scanfil (SCANFL.HE) — финской компании, специализирующейся на производстве, сборке и аутсорсинге производства электроники — быстрый уход рабочих с рынка труда в Польше, где она ведет свою деятельность, утвердил планы компании по повышению автоматизации.
«Автоматизация возможна на некоторых должностях, но не везде», — сказала Магдалена Шведа (Magdalena Szweda), менеджер по персоналу Scanfil Poland в Мысловицах. «У нас по-прежнему есть потребность в человеческих руках на многих рабочих местах, так что это не решает проблему».
Главный экономист BNP Paribas Bank Polska Михал Дыбула (Michal Dybula) сказал, что очевидно, что потеря украинских рабочих нанесет ущерб польской экономике, которая занимает шестое по величине место в Европейском союзе, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, на основании как экономических данных, так и разговоров с местными предприятиями.
Однако еще слишком рано оценивать масштабы последствий, сказал он.
Петр Скочек (Petr Skocek), директор предприятия немецкого поставщика автомобилей Brose Group в чешском городе Острава, недалеко от польской границы, сказал, что в прошлом приток украинских рабочих был благом для бизнеса из-за их квалификации, трудовой этики и схожей культуры.
«Этот канал сейчас остановлен», — сказал он.
Проблема с персоналом стоит выше проблем с цепочками поставок для производителей, которые сталкиваются с резким ростом затрат на энергоносители и материалы из-за военного конфликта и затянувшихся сбоев в цепочках поставок из-за пандемии коронавируса.
Индекс цен производителей — показатель инфляции для предприятий — в июне достиг почти 25,6% в Польше и 28,5% в Чехии.
Некоторые компании увеличивают предложения по заработной плате, чтобы привлечь новых работников, стремясь заманить местных рабочих и ограниченный контингент украинских к себе, а не в конкурирующие фирмы.
«Мы ищем украинских рабочих на рынке, предлагая больше денег», — сказал Мацей Ечмык (Maciej Jeczmyk), исполнительный директор польского производителя InBet, который производит готовые и сборные материалы для строительства. «Мы адаптируемся почти каждую неделю».
Чтобы справиться с нехваткой кадров, польское кадровое агентство Gremi Personal заявило, что их компании-клиенты перевели мужчин на более физически тяжелую работу и наняли вместо них украинских женщин-беженцев.
«Так, например, мужчина переходит с производственной линии в отдел логистики, где ему приходится носить тяжелые вещи, которые лимитированы законом для женщин», — сказал Рейтер заместитель директора компании Дамиан Гусман (Damian Guzman).
Дефицит также заставил компании переосмыслить свою работу и обратить внимание на такие страны, как Монголия и Филиппины, где проблемы с языком, поездками и визами затрудняют быстрое заполнение вакансий.
«Проблема в том, что количество работников, привезенных из этих других стран, недостаточно велико, чтобы заполнить вакансии», — сказал Маркос Сегадор Арребола (Marcos Segador Arrebola), исполнительный директор рекрутерской компании GI Group Poland.
Он сказал, что за последние 13 лет количество украинских рабочих в крупнейшей экономике Европы с формирующимся рынком увеличилось в 38 раз.
Такие компании, как строительная компания Inpro в Польше, также обращаются к сборным элементам для своевременного выполнения строительных проектов. Другие продлевают рабочий день и обучают женщин на должности, традиционно занимаемые мужчинами, такие как операторы вилочных погрузчиков.
Войцех Ратайчик (Wojciech Ratajczyk), исполнительный директор кадровой фирмы Trenkwalder Poland, сказал, что в компании открыты вакансии для 50 000 логистических работников, большинство из которых — водители вилочных погрузчиков.
Он сказал, что более 600 женщин откликнулись на объявление, разосланное 2000 беженцам, об обучении управлению вилочными погрузчиками. Несколько десятков недавно начали 4-недельный курс, организованный совместно с компаниями.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение