При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Санкции США против «Северного потока-2»: чем они обернутся для РФ и Европы?
20 декабря Дональд Трамп подписал оборонный бюджет США на 2020 год. Помимо прочего в него включены средства на имплементацию санкций в отношении проекта России по строительству газопровода «Северный Поток-2», который свяжет Россию с Германией через Балтийское море и позволит удвоить объемы экспорта российского природного газа в Европу.
Закон о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону (англ. National Defense Authorization Act, NDAA) предполагает, что первые 60 дней после вступления документа в силу (и каждые 90 дней по прошествии этого периода) Госдепартамент будет выявлять суда, участвующие в строительстве трубопровода на глубине более 30 метров, и идентифицировать иностранных граждан, которые продали такие суда или предоставили их на каких-либо других условиях, зная при этом, в каких целях они будут использоваться. В отношении директоров, топ-менеджмента и главных акционеров судовладельческих компаний, предоставивших суда для строительства СП-2, будут вводиться разного рода санкции – от заморозки активов до ограничений на въезд в США.
Первые последствия ультиматума не заставили себя ждать – швейцарско-датская судовладельческая компания Allseas объявила о том, что отзывает судно Pioneering Spirit – крупнейший в мире корабль-трубоукладчик, которому было поручено строительство последних 147 км газопровода из 1230 км. Учитывая, что проект по запуску СП-2 близок к завершению, санкции могут сорвать сроки сдачи проекта и увеличить его итоговую стоимость.
Почему США намеренно мешают запуску второго Северного потока
В США инициативу о введении санкций поддержали и демократы, и республиканцы. Изначально американские законодатели предполагали ввести новые санкции против СП-2 в качестве отдельного акта под названием «Акт о поддержании энергобезопасности Европы» (англ. Protecting Europe’s energy Security), однако, чтобы ускорить бюрократический процесс, ключевые пункты акта были включены в проект оборонного бюджета. Изначально предложенное название акта практически идеально отражает суть и основную цель введенных санкций: страны Евросоюза импортируют 74% потребляемого газа, при этом 40% от общего объема импорта приходится на Россию. Строительство Северного потока-2 позволит РФ увеличить поставки газа в Европу и еще сильнее повысит зависимость европейских стран от российского топливно-сырьевого экспорта.
Администрация Трампа намерена воспользоваться неизбежной заминкой в строительстве, чтобы навязать Европе собственный сжиженный природный газ (СПГ) как альтернативу российскому. Объемы выработки американского СПГ быстро растут, что стимулирует диверсификацию топливно-сырьевого импорта ЕС.
Некоторые эксперты считают, что введение санкций также можно рассматривать как попытку Дональда Трампа оказать давление на немецкое правительство и заставить его увеличить объем взносов в общий бюджет НАТО. Германия выиграет от запуска СП-2 больше, чем любая другая страна Европы, так как новый источник природного газа позволит стране снизить потребление угля.
В перспективе «Северный поток-2» может позволить России увеличить объем поставок СПГ в Европу почти вдвое, причем в обход «транзитных стран» – например, Беларуси и Украины. Иными словами, в масштабах всей Европы объемы импорта газа существенно вырастут, но Беларусь и Украина могут понести огромные убытки из-за снижения объемов транзита газа через свои территории, за который Россия выплачивает упомянутым странам существенные транзитные сборы. Так, например, Украина за 2018 год получила от РФ в качестве транзитных сборов $3 млрд (почти 2,3% от ВВП страны), что дает России рычаг давления в геополитических отношениях с Украиной. В конце декабря российский Газпром и украинский Нафтогаз достигли соглашения по транзиту газа через украинскую территорию сроком на 5 лет, однако это не развеяло опасения Соединенных Штатов по поводу Северного потока-2.
Также новые санкции можно рассматривать как очередное дополнение к растущему пакету западных санкций против российского энергетического сектора – российский Газпром финансирует половину стоимости проекта по строительству нового газопровода. Вторую половину стоимости делят между собой сразу 5 компаний – австрийская OMV, немецкие Wintershall (BASF) и Uniper, французская Engie и англо-нидерландская Shell.
Риски для ЕС и России
В странах ЕС нет единого мнения по поводу угрозы, которую «Северный поток-2» якобы может представлять для энергобезопасности региона. Так, например, Германия, Чехия. Словакия, Венгрия и Австрия, которые выиграют от нового источника поставок природного газа больше остальных, уже выразили свое недовольство решением США, пусть и намерены оставить его без зеркального ответа. Другие же страны, в числе которых Польша, государства Балтии, а также Франция, Испания, страны Скандинавии, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, высказались «за» ограничение зависимости региона от российского топлива. В основном, как можно видеть, США поддержали те страны Европы, у которых есть либо собственный источник энергосырья, либо альтернативный источник импорта такового. Также «за» высказались государства, планирующие уже в самом ближайшем будущем диверсифицировать свой импортный сырьевой портфель и страны, у которых есть тесные связи с Норвегией – крупным импортером газа. Иными словами, существует риск принципиального раскола стран-участниц союза по целому ряду вопросов регулирования работы нового газопровода.
Завершение строительства СП-2 было назначено на первую половину 2020 года, однако, считают эксперты, ожидать окончания работ стоит не раньше второй половины 2020-го. Задержки вызвали протесты против строительства газопровода со стороны ряда европейских стран, неблагоприятные погодные условия и поздний, данный совсем недавно «зеленый свет» на пересечение своей экономической зоны от Дании. Если бы Соединенные Штаты наложили новые санкции чуть раньше, судьба всего проекта могла бы оказаться под угрозой – стоит отметить, что выбор момента для введения санкций демонстрирует неоднозначность отношений между Россией и текущей администрацией США. Сейчас, когда проект строительство уже почти завершено, вероятность отмены проекта минимальна, однако его итоговая стоимость наверняка вырастет, а потенциальные подрядчики подумают дважды, прежде чем соглашаться на укладку трубопровода, что может существенно затянуть сроки его запуска.
На примере СП-2 Евросоюз в очередной раз показал свое умение отстаивать собственные права в вопросах энергетики. Все газопроводы, проходящие по территории ЕС, должны функционировать в соответствии с газовой директивой ЕС, которая, в частности, подразумевает, что оператором газопровода должна стать независимая от поставщика компания. Кроме того, суд ЕС ясно продемонстрировал свою приверженность принципу энергетической солидарности, когда в сентябре отменил решение Еврокомиссии об изменении режима использования Газпромом газопровода OPAL, так как оно было принято без учета последствий для Польши и Украины – то есть в нарушение компромисса интересов стран-участниц ЕС. Те же самые строгие принципы использования и распределения мощностей наверняка будут применяться не только к газопроводу СП-2, но также и к Южному потоку, который должен через Черное море связать Россию с Австрией, Италией, Венгрией и Сербией, но пока блокируется Болгарией.
В заключение стоит отметить, что новый пакет санкций может служить своего рода предвестником введения еще более жестких антироссийских санкций уже в ближайшем будущем. 18 декабря комитет по международным делам Сената одобрил Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля (англ. Defending American Security from Kremlin Aggression Act), который должен помочь ввести против РФ пакет так называемых «санкций из ада».
обсуждение