При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Потребительские цены в Китае в январе падали самыми стремительными темпами за более чем 14 лет, в то время как цены производителей также упали. Это усиливает давление на власти страны, которые должны прилагать усилия для оживления экономики, столкнувшейся с низким уровнем доверия и дефляционными рисками.
Вторая по величине экономика мира борется с замедлением цен с начала прошлого года, вынуждая денежные власти снижать процентные ставки, чтобы стимулировать рост, в то время как многие развитые экономики были сосредоточены на сдерживании устойчиво высокой инфляции.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) упал на 0,8% в январе по сравнению с годом ранее, после падения на 0,3% в декабре, как показали данные Национального бюро статистики (НБС). Индекс потребительских цен вырос на 0,3% в месячном исчислении по сравнению с ростом на 0,1% в предыдущем месяце.
Экономисты, опрошенные агентством Рейтер, прогнозировали падение на 0,5% в годовом исчислении и рост на 0,4% в месячном исчислении.
Годовое снижение индекса потребительских цен в январе было самым большим с сентября 2009 года, главным образом из-за резкого падения цен на продукты питания. Аналитики предупреждают, что общий дефляционный импульс в экономике рискует укорениться в потребительском поведении.
«Сегодняшние данные по индексу потребительских цен показывают, что Китай сталкивается с постоянным дефляционным давлением, — полагает Чживэй Чжан, главный экономист Pinpoint Asset Management. — Китаю необходимо принять меры быстро и агрессивно, чтобы избежать риска дефляционных ожиданий, которые укоренятся среди потребителей».
Азиатский гигант изо всех сил пытается восстановить экономический импульс после прекращения ковидных ограничений в конце 2022 года. Нервные инвесторы сбрасывают китайские акции на фоне углубляющегося кризиса на рынке недвижимости и долговых рисков местных органов власти.
Мировой спрос также остается относительно слабым: официальный опрос показал, что активность в обширном производственном секторе Китая в январе сократилась.
Китайские акции упали вскоре после выхода слабых данных по индексу потребительских цен, а затем снова восстановились, чему способствовали недавние меры быстрой поддержки.
В 2023 году экономика выросла на 5,2%, достигнув официальной цели около 5%, но восстановление оказалось гораздо более шатким, чем ожидали инвесторы. Политические инсайдеры ожидают, что Пекин сохранит целевой показатель роста, аналогичный прошлогоднему, на уровне около 5%.
Центральный банк Китая в конце января объявил о самом глубоком сокращении банковских резервов за два года, послав сильный сигнал поддержки хрупкой экономики, но аналитики говорят, что властям необходимо сделать больше для повышения доверия и спроса.
Базовая инфляция, которая исключает волатильные цены на продукты питания и энергоносители, выросла на 0,4% по сравнению с годом ранее, по сравнению с ростом на 0,6% в декабре.
Индекс потребительских цен вырос на 0,2% в прошлом году, не достигнув официальной цели в 3%, и это уже 12-й год подряд, когда инфляция не достигает годовых целей.
«Дефляция/дезинфляция закрепляется», — написал старший экономист по Азии в Union Bancaire Privee в Гонконге Карлос Казанова в своей аналитической записке для клиентов.
«Этот спад является свидетельством слабого внутреннего потребления. Мы считаем, что массовая распродажа на фондовом рынке частично виновата в снижении настроений и связанного с ним потребления», — добавил Казанова.
Данные также указывают на продолжающуюся дефляцию на заводах, что оказывает давление на производителей, пытающихся восстановить сжавшийся бизнес.
Индекс цен производителей (PPI) в январе снизился на 2,5% по сравнению с положением годом ранее после падения на 2,7% в предыдущем месяце, по сравнению с прогнозом снижения на 2,6% в опросе агентства Рейтер.
Заводские цены снизились на 0,2% по сравнению с ситуацией месяцем ранее после падения на 0,3% в декабре.
Длительная дефляция производителей угрожает выживанию мелких китайских экспортеров, которые ведут беспощадные ценовые войны из-за сокращения бизнеса.
«Народный банк Китая действительно должен оказывать более сильную политическую поддержку, — уверен Казанова из Union Bancaire Privee. — Мы бы предпочли увидеть широкое снижение процентных ставок в феврале, но это остается маловероятным, учитывая отсутствие политического пространства и проблемы с передачей политики».
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- China's consumer prices suffer biggest fall since 2009 as deflation risks stalk economy (Reuters)
обсуждение