При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Природу нынешней инфляции невозможно объяснить одним только разрывом цепочек поставок, или избыточной правительственной помощью, или же карантинами и сменой образа жизни. Причины, очевидно, заключаются в психологии.
Если для России двузначная инфляция – вполне знакомое явление, причём для всех без исключения поколений, то для США даже 7,5% по итогам января 2022 года стало шоком. Такого разгула неуправляемых цен в Штатах не случалось с 1970-х годов прошлого века. Именно поэтому инфляция – центральная тема последних месяцев, а десятки лучших экономистов пытаются понять, почему растут цены и когда эта напасть прекратится. Единого мнения, впрочем, до сих пор нет.
Возможно, ответ на этот животрепещущий вопрос лежит в плоскости психологии, нежели в плоскости экономики.
Ведь доказано, что инфляционные ожидания влияют на реальную инфляцию. Именно поэтому власти измеряют не только фактическое изменение цен на товары и услуги, но и ожидания. И эти ожидания оказались самыми высокими за более, чем четыре десятка лет.
Посмотрите, как это выглядит на графике:
Число людей, которые считают, что их финансовое положение ухудшится в следующем году, является самым высоким за последние 42 года.
Почему же так происходит? Ведь экономика находится на подъёме – темпы роста ВВП бьют рекорды – заработная плата растёт, цены на жилье зашкаливают. А, кроме того, никогда ещё не было так легко найти работу – количество вакансий значительно превышает спрос.
Но что в итоге? 7,48%!
Инфляция оказывает психологическое воздействие на потребительские настроения.
Однако, стоит перечислить и формальные причины нынешней инфляции:
- Стимулирование на триллионы долларов.
Правительства всего мира затопили систему триллионами долларов, чтобы удержать мировую экономику на плаву во время пандемии. Только в Соединенных Штатах потрачено на поддержку населения и бизнеса более $7 трлн. В таких больших расходах невозможно обвинить кого-то одного или признать, что это была ошибка, поскольку за фискальные пакеты голосовали как демократы, так и республиканцы.
- Пандемия разрушает цепочки поставок.
На прошлой неделе в «Нью-Йорк Таймс» появилась статья о нехватке гаражных ворот. За последний год цены на гаражные ворота выросли в 2-3 раза, а сроки выполнения заказов растянулись с недель до месяцев. Домостроители, которые когда-то заказывали гаражные ворота за несколько недель до окончания строительства дома, теперь заказывают их до заливки фундамента. По словам одного из девелоперов, раньше требовалось 20 недель, чтобы построить дом, а теперь требуется 20 недель, чтобы получить комплект гаражных ворот. Новые дома по всей стране готовы к вводу в эксплуатацию, но в них нет гаражных ворот.
«Раньше требовалось 20 недель, чтобы построить дом, а теперь требуется 20 недель, чтобы получить комплект гаражных ворот»
Нехватка рабочей силы, Covid и возросший спрос на товары - все это нанесло ущерб цепочкам поставок.
- Корпорации используют инфляцию в своих интересах.
Корпорации сталкиваются с повышением цен на сырьевые товары, проблемами с цепочками поставок и ростом заработной платы, поэтому инфляция должна влиять на их прибыль. В тоже время, у большинства корпораций дела идут просто отлично. Как на этом графике:
Корпорации перекладывают рост цен на плечи потребителей, но на спрос это никак не влияет. Беда в том, что когда повышенная инфляция останется в прошлом, совсем немногие корпорации пойдут на снижение цен на свою продукцию и услуги.
- Потребители слишком много тратят
Обратите внимание, насколько выросли розничные продажи по сравнению с тем, что было до пандемии.
Бен Карлсон, автора экономического блога «A Wealth of Common Sense», пишет, что американцы покупают «тонны всякой всячины, не нужной совершенно»:
– В Wall Street Journal недавно была статья о сумочках от Chanel. Это предметы роскоши, которые продавались по смехотворно высокой цене в $5200 за крошечный кошелек в 2019 году, до пандемии. Я думаю, что цена была недостаточно высокой, потому, что только в 2021 году компания трижды повышала цены. Теперь вы можете купить классическую сумочку с клапаном Chanel по низкой-низкой цене в $8200.
«Chanel трижды повышала цены на свою сумочку: было $5200, стало – $8200»
Блогер считает, что корпорации взвинчивают цены потому, что могут это делать – а потребители радостно платят. Тратят деньги так, как будто это выходит из моды
– Вся индустрия роскоши повышает цены. Мы не видели абсолютно никакого сопротивления потребителей ни одному из принятых нами мер по повышению цен, и их будет еще больше, - недавно заявил аналитикам Джон Идол, главный исполнительный директор Capri Holdings Ltd., владелец Michael Kors, Jimmy Choo и Versace.
Итак, природа инфляции, как видно их всех приведённых графиках, кроется в психологии потребления – больше, чем в реальных перекосах ценообразования.
обсуждение