При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Катастрофы Boeing 737 Max унесли жизни 346 человек. Последующие проблемы обошлись авиастроителю как минимум в 18,7 миллиарда долларов. И во вторник в годовщину второго фатального крушения самолета, становится очевидным, что эта цена еще увеличиться.
Boeing настаивает на том, что должен получить разрешение на то, что самолет будет совершать пассажирские рейсы к середине этого года. Ориентировочная стоимость кризиса, которую Boeing представил инвесторов в январе, включает в себя 8,3 млрд долларов в качестве компенсации клиентам авиакомпаний компании и 6,3 млрд долларов в виде увеличения расходов на строительство самолета.
Boeing снизил производительность, когда Федеральная авиационная администрация (FAA) приземлила самолеты год назад после второй из двух катастроф. Он полностью прекратил строительство новых бортов в январе.
Компания заявила, что рассчитывает потратить на строительство самолетов на 4 миллиарда долларов больше, чем предполагалось ранее, как только получит разрешение на это. Авиастроитель учредил компенсационный фонд в размере 100 млн долларов для семей жертв катастрофы, хотя компания, предположительно, столкнется с судебными издержками, которые могут значительно увеличить потери.
И это еще наилучший вариант для Boeing. Многочисленные факторы могут еще больше увеличить расходы компании.
Прежде всего, может ли компания заручиться одобрением FAA на то, чтобы самолеты 737 Max снова полетели к середине года. Это сейчас под вопросом, учитывая новые вопросы о мусоре, обнаруженном в топливных баках около 737 самолетов Max, и о том, потребует ли FAA изменений в проводке самолетов.
FAA заявила, что одобрит самолет, когда будет уверенность, что он безопасен.
«По нашим оценкам, общая сумма затрат составит около 23 млрд долларов без учета ответственности за гибель людей, - считает Рональд Эпштейн, аналитик Bank of America Merrill Lynch. - И если это продлится дольше, сумма будет расти».
Чем дольше длится кризис, тем больше вероятность того, что авиакомпании отменят или задержат доставку заказанных ими самолетов, особенно теперь, когда коронавирус уничтожил сектор бронирования авиабилетов и тарифов.
Недавнее падение цен на нефть, особенно цен на авиатопливо, снижает стимул для авиакомпаний покупать более экономичные 737 Мax. И как только Boeing пропустит даты поставки на год, авиакомпании могут отменить или отложить покупку без уплаты штрафов.
«Это становится очень простым способом пересмотреть условия [и] оказывает финансовое давление на Boeing», - сказал Ричард Абулафия, аэрокосмический аналитик из Teal Group.
И кризис, возможно, повредит продвижению нового самолета Boeing, который он планирует построить, он мог бы путешествовать дальше и вместить больше пассажиров, чем 737 Max, но меньше, чем широкофюзеляжный самолет. Конкурент Boeing Airbus блокирует заказы на свой новый самолет в этом сегменте рынка, модели A321neo XLR.
Boeing должен был дебютировать с этим самолетом в прошлом году и продолжал работать над новым самолетом во время кризиса с Max, но компания заявила, что была более сфокусирован на возвращении Max к полетам.
«Что еще они могли сделать, если бы не кризис Max? Что бы это значило в их конкуренции с Airbus, - говорит Эпштейн. - A321neo XLR справился очень хорошо. Boeing ничего не смог сделать».
Баланс Boeing остается сильным, отчасти потому, что авиапроизводитель смог занять деньги на рынках капитала. Его долг в целом удвоился с конца марта 2019 года, увеличившись до 25,3 млрд долларов в конце 2019 года на 12,6 млрд долларов. В феврале компания сообщила, что подписала соглашение с ведущими банками страны о привлечении до 13 млрд долларов США под новую кредитную линию. Хотя сделка имеет хорошую ставку, Boeing увеличит процентные расходы за счет заимствований.
Оценки стоимости кризиса не включают увеличения процентных расходов, которые Boeing придется заплатить за годы, которые потребуются для восстановления после кризиса.
При этом оценки не включают стоимость судебных разбирательств, не только иски, поданные семьями жертв катастрофы, но также и от акционеров и даже некоторых групп сотрудников авиакомпании, например, поданный пилотами Southwest Airlines, чтобы компенсировать потерю заработной платы.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
The cost of the Boeing 737 Max crisis: $18.7 billion and counting (CNN)
обсуждение