При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Аналитики Bank of America выпустили шокирующий прогноз о том, что нефть в скором времени подорожает до $100 за баррель, а потом и вовсе взлетит до $175. Причина – восстановление мировой экономики и начало нового суперцикла. Впрочем, такие прогнозы разделяют далеко не все.
Последний раз было по $145
Всякий раз, когда речь заходит о стоимости барреля по $100, вспоминается предыдущий кризис 2008-2009 годов. 3 июля 2008 года баррель марки Brent достиг своего абсолютного максимума – $145,3. Но уже 2 февраля 2009 года цены достигли своего дна – $43,7. После этого в течение 3-х лет последовало мощное восстановление – нефть подорожала почти в 3 раза и вновь приблизилась к отметке в $130.
Аналитики Bank of America вспоминают другую дату и другой сорт нефти. В начале прошлого десятилетия нефть марки West Texas intermediate (WTI) достигла пика в $113 в 2011 году. Это произошло на фоне растущего спроса со стороны Китая.
– А также неспособности мировых производителей идти в ногу со временем, – говорится в докладе банка.
В начале 2020 года – на фоне острой фазы пандемии и вынужденных локдаунов по всему миру цены упали. 22 апреля 2020 года на торгах на Лондонской бирже баррель марки Brent стоил менее $16. Но уже спустя 14 месяцев баррель подорожал в 4,6 раза – 18 июня 2021 года стоил $73,3.
Нынешние цены на нефть – только начало
Аналитики BofA считают текущую цену как начало – «фундаментальные, технические и исторические данные указывают на одну траекторию роста цен»:
– Мы по-прежнему конструктивно относимся к нефти, полагая, что перспективы продолжительного восстановления только начинают отражаться в оценках. Важно отметить, что катализаторы для улучшения глобальной мобильности все ещё впереди: вакцинации, возвращение авиаперелетов и общий переход к офисной работе. Brent пробила $70, но фундаментальные показатели не указывают на какое-либо существенное ослабление нефтяного рынка в ближайшее время.
«Перспективы продолжительного восстановления только начинают отражаться в оценках. Катализаторы для улучшения глобальной мобильности все ещё впереди: вакцинации, возвращение авиаперелетов и общий переход к офисной работе», – BofA
По данным Baker Hughes, гиганта нефтесервисных услуг, в США на сегодняшний день работает всего 456 нефтяных вышек, что значительно ниже докризисного уровня в 700.
В Ernst&Young согласны с тем, что текущий рост цен на сырьевые товары обусловлен в большей степени восстановлением после пандемии. Bloomberg Commodity Index, отслеживающий фьючерсные контракты на сырьевые активы, с начала года вырос почти на 18% до максимального уровня с середины 2015 года. Нефтяные котировки дополнительно подогревает рыночный дисбаланс (около 1,2 баррелей в сутки по состоянию на май): на фоне роста спроса сохраняется сдерживание предложения.
Страны-участницы соглашения ОПЕК+ на июль сохранили план по сдерживанию добычи на 5,75 млн баррелей в сутки, а уровень производства в США, по данным EIA, в мае был ниже, чем в начале года, что обусловлено изменившейся тактикой владельцев сланцевых активов (обеспечение роста свободного денежного потока и доходности для акционеров вместо ранее преследуемой цели по наращиванию добычи).
– Сложившаяся ситуация подталкивает потребителей использовать запасы, которые, например, в странах ОЭСР с начала года снизились на 10% с максимума в июле прошлого года до уровня среднего значения за три докризисных года, – говорит Ольга Белоглазова, руководитель Энергетического центра EY (Центральная, Восточная, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).
По её словам, есть и спекулятивные факторы – рост ликвидности, ФРС ежемесячно добавляет на рынок по $120 млрд.
Инвестиционный провал
По данным Ernst&Young в 2020 году из сегмента разведки и добычи было изъято около $145 млрд капитальных вложений по миру из-за понесенных убытков компаниями (около $77 млрд в совокупности по пяти крупнейшим мировым мейджорам).
Ольга Белоглазова также напоминает о климатическом факторе:
- Уже мало кто отрицает, что энергопереход случится, остаются под вопросом только сроки. При этом он станет первым в истории, движимым не экономическими факторами. Ключевыми драйверами становятся ужесточение климатического регулирования и государственная поддержка развитию альтернативных источников энергии. И в сценарии устойчивого развития более половины инвестиций в upstream, ожидаемых при сохранении статус-кво, окажутся под угрозой к 2050 году, особенно это касается сланцевых активов и разработки месторождений с нуля.
«Мало кто отрицает, что энергопереход случится, остаются под вопросом только сроки. Ключевые драйвер – ужесточение климатического регулирования и государственная поддержка развитию альтернативных источников энергии», – Ольга Белоглазова, Ernst&Young
Прогнозы Bloomberg и Oxford Economics более консервативны
Наибольшее давление на нефтяной спрос ожидается в транспортном сегменте, на который приходится 60%. Это обуславливается ужесточением требований по повышению топливной эффективности и усиливающейся конкуренции со стороны альтернативных видов топлива и электромобилей (рост парка которых ожидается в 14 раз к 2030 году). В судоходной отрасли нефтяное топливо тоже может столкнуться с конкуренцией в случае введения углеродного регулирования, которое обсуждается внутри ЕС и между участниками Международной морской организации, и роста топливных затрат почти вдвое.
Надежды по поддержанию спроса на нефтяное сырье возлагаются на нефтехимию, где спрос, по мнению экспертов, будет расти ежегодно в среднем на 1,0-1,5% в ближайшие 20 лет. Однако на фоне развития повестки вторичной переработки пластиков (в том числе путем деполимеризации с возможностью получения не только пластика, но и самого сырья для него), вызванной ужесточением политики в отношении одноразовой продукции, эти ожидания вполне могут быть скорректированы.
– С учётом этих факторов, в отличие от некоторых инвестбанков с Wall Street с ожиданиями по котировкам нефти в трехзначные цифры, прогнозы Bloomberg и Oxford Economics более консервативны – в диапазоне $60-70 на ближайшие несколько лет, – подытоживает эксперт Ernst & Young.
Анастасия Тарасова, глава инвестиционного департамента inv.lu, считает, что цены на нефть могут затормозить рост экономики:
– Если тенденция к удорожанию будет краткосрочной, например, успешно завершится ядерная сделка с Ираном или страны ОПЕК ослабят сокращение добычи, то нынешнее повышение цен не повредит восстановлению.
В этой связи эксперт вспоминает нефтяные кризисы в 1973 году – после введения арабскими странами эмбарго на нефть, и в 1979 – после иранской революции.
– Именно они стали основными факторами возникновения рецессии в мировой экономике. На сегодня ситуация такова, что спрос на нефть пока превышает предложение. Свою роль играют и вакцинация, возвращение авиаперелетов, всеобщий возврат к офисной работе. Как ожидается, все это усилит нефтяной рынок, соответственно, цены будут только расти, – говорит Анастасия Тарасова.
Рекомендация: покупать
Принято считать, что нефтяное изобилие - безусловное благо для России.
– Однако рост цен приводит к повышению стоимости ресурсов для нефтеперерабатывающих мощностей, что в результате бьет по многим отраслям, в особенности по сектору перевозок. Несмотря на демпферный механизм, цены на нефтепродукты растут, что может несколько погасить позитивный эффект от позитивной ситуации на мировом рынке нефти, – замечает Игорь Евсин, аналитик ИК «Велес Капитал».
Что же касается прогнозов по снижению спроса на нефть, то аналитик советует не спешить:
– Мы с осторожностью относимся к подобным заявлениям. Подавляющее большинство возобновляемых источников энергии не обладают свойством диспетчеризируемости, что делает их повсеместную эксплуатацию невозможной. Фактически развитие альтернативной энергетики определяется прогрессом в области создания аккумуляторов. Текущее глобальное ориентирование на ESG же является скорее политическим шагом, появившимся в связи с ростом левых идей в мире и истощением запасов невозобновляемых легкоизвлекаемых ресурсов на Западе. В целом мы позитивно смотрим на отрасль нефти и газа в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Анастасия Тарасова из inv.lu согласна с коллегой:
– Зелёная энергетика, к сожалению, все ещё не способна полностью обеспечить потребности человечества, и рост спроса на нефть пока неизбежен. Главными причинами этого роста являются повышение уровня жизни, распространение автомобильного транспорта, спрос со стороны нефтехимических предприятий.
Эксперт уверен, что нефтегазовые компании останутся поставщиком энергоресурсов для удовлетворения мирового спроса в будущем. И при этом найдут возможности снизить свой углеродный след.
обсуждение