При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Современные технологии позволяют быстро и качественно осуществить проект по созданию новой резервной валюты. Однако помимо России у стран БРИКС для этого практически отсутствует мотивация, к такому выводу пришли аналитики «Открытие Инвестиции».
Вопрос – в мотивации
О причинах создания новой резервной валюты говорить не стоит – они известны. Работа по созданию новой валюты ведётся, 22 июня 2022 года сообщил Владимир Путин, президент России, на заседании делового форума стран БРИКС. Однако подробностей Путин не сообщил.
Аналитики «Открытие Инвестиции» в свою очередь, пришли к выводу, что технически создать платформу для резервной валюты и формулу ее расчета с эффективным распределением весов «задача вполне себе выполнимая, и выполнимая в относительно сжатые сроки».
- Ключевой вопрос в мотивации стран БРИКС и ее востребованности (печальный опыт Сукре и ряда других региональных валют, которые здесь мы не упоминали). У России, очевидно, сильная мотивация, чтобы справиться с растущим давлением на ее капитальный счет. Огромное сальдо торгового баланса России уравновешивалось оттоком капитала, что в текущих реалиях невозможно. Мотивации остальных участников БРИКС пока выглядят туманно, – написал в специальном исследовании Михаил Шульгин, начальник отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции».
По словам эксперта, члены БРИКС не имеют ни единого мнения по дедолларизации на групповом уровне, ни одинакового чувства безотлагательности придания приоритета дедолларизации. Все они заинтересованы в снижении своей зависимости от доллара США, но не все хотят быть отделенными от глобальной финансовой системы, возглавляемой США. Большинство членов БРИКС по-прежнему держат в своих резервах большие объемы активов в долларах США, поэтому ослабление доллара США наносит им убытки.
«Все члены стран БРИКС заинтересованы в снижении своей зависимости от доллара, но не все хотят быть отделенными от глобальной финансовой системы, возглавляемой США», – Михаил Шульгин, «Открытие Инвестиции»
В «Открытии» считают, что страны БРИКС «вынуждены балансировать между своим стремлением к большему международному влиянию и финансовой автономии и материальными затратами на ослабление доминирующей валютной позиции доллара».
Интерес к дедолларизации у других участников БРИКС
Россия и Китай по-разному подходят к дедолларизации. Китай открыто не говорил о дедолларизации, но подчеркивал свое желание «диверсифицировать» систему. Китай отдает приоритет стабильности и равенству системы и не делает упор на контргегемонии, на противопоставлении себя США. Тем не менее стратегическое соперничество со Штатами дает Китаю стимулы для самострахования от рисков в глобальной системе, возглавляемой США не только по экономическим, но и по геополитическим и стратегическим причинам.
Позиция Бразилии по этому вопросу более ярко выраженная, чем у Китая, признают аналитики. Кризис 2014 года в Бразилии на фоне завершения сырьевого бума привел к власти Жозефа Болсонару, который более тесно сблизился с западными странами. С тех пор страна стала более плотно зависеть от сырьевого экспорта и боятся волатильности на мировых рынках и валютных рисков. Торговые отношения Бразилии и Китая возросли, страны стали более активно использовать двусторонние расчеты в национальных валютах. Возможно, по этим причинам Бразилия открыто не поддерживала идею дедолларизации, но она открыта для снижения зависимости от доллара.
Индия, когда Россия и Китай после мирового финансового кризиса в 2009 году предложили создать новую глобальную наднациональную резервную валюту взамен доллара США, не хотела поддерживать эту идею. США относятся к России и Китаю, как к стратегическим конкурентам, но Индию считают важным союзником. Соперничество Индии с Китаем и недавнее военное противостояние между двумя странами еще больше помешали Индии поддержать попытку заменить доллар США. Но это не означает, что Индия довольна доминированием доллара США и не будет стремиться уменьшить свою зависимость от американской валюты. Индия заинтересована в двусторонней торговле в национальных валютах.
ЮАР также не продвигала открыто идею дедолларизации. Но реальный экономический риск и транзакционный риск из-за господства доллара США побуждают Южную Африку поддерживать инициативы БРИКС по продвижению использования местных валют в торговле.
– Таким образом, за последние 20 лет страны БРИКС продемонстрировали последовательную приверженность реформированию мировой финансовой системы, – делают вывод аналитики «Открытия».
СДР
Одной из ключевых организаций для мировой финансовой системы является Международный валютный фонд (МВФ). МВФ является эмитентом «специальных прав заимствования» (СПЗ) или SDR (Special Drawing Rights). Это, созданное в 1969 году, искусственное резервное платежное средство по сути, не являющееся ни валютой, ни долговым обязательством.
Цель создания – устранить противоречие, которое возникает, если для международных расчётов и национальных валютных резервов используется валюта только одного государства. В 1960-х годах такой валютой стал доллар. Сложилась ситуация, при которой в США должен был постоянно наблюдаться дефицит платёжного баланса, чтобы обеспечить центральные банки других стран необходимым количеством долларов для формирования национальных валютных резервов. Однако такой устойчивый дефицит подрывает доверие к доллару и снижает его ценность в качестве резервного актива. В результате было принято решение создать СДР, которые не будут привязаны к золоту или какой-то одной национальной валюте.
На сегодняшний день было выделено в общей сложности 660,7 млрд СДР (что эквивалентно примерно $943 млрд).
ЭКЮ
ЭКЮ — европейская валютная единица, используемая Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) и состоящая из корзины валют стран-членов. ЭКЮ был введен 13 марта 1979 года, заменив Европейскую расчетную единицу (EUA), а позже был заменен на евро 1 января 1999 года в соотношении 1 евро = 1 ЭКЮ. ЭКЮ не был валютой в свободном обращении и не заменял и не отменял валюты стран-членов ЕЭС. Тем не менее ЭКЮ использовался для определения цен на некоторые международные финансовые операции и переводы капитала. Цель создания – ограничить колебания между различными европейскими валютами, попытка создать единый валютный коридор для ЕЭС.
Сукре
Сукре (SUCRE) — коллективная региональная латиноамериканская валюта, общая денежная единица организации АЛБА (Боливарианский альянс для народов нашей Америки, Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América). В состав АЛБА на начало 2021 года входили Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Гренада и Сент-Китс и Невис. Эквадор вышел из состава альянса в 2018 году. Сукре введена в ноябре 2008 года и с 1 января 2010 года использовалась при взаимных расчётах.
Цель создания Сукре — заменить доллар США в качестве средства обмена, чтобы уменьшить влияние и контроль США над экономикой Латинской Америки и повысить стабильность региональных рынков. Считалось, что Сукре позволит продвигать региональные производственные цепочки с более высокой добавленной стоимостью, обеспечит улучшение доступа мелких членов к экспортным рынкам и будет способствовать вовлечению производителей одних государств-участников в обеспечение благосостояния других.
«Успешной реализации Сукре препятствовали конфликты между национальными стратегиями развития. К 2016 году Сукре перестали использовать»
Успешной реализации Сукре препятствовали конфликты между национальными стратегиями развития. Зависимость Венесуэлы от импорта сократила сбережения в иностранной валюте, хотя региональный доступ к дефицитным продуктам был политическим стимулом. Успехи Эквадора в экспорте продукции обрабатывающей промышленности часто происходили за счет Венесуэлы, в то время как Венесуэла злоупотребляла Сукре, чтобы снизить давление в денежных потоках. Неэффективный валютный режим Венесуэлы в сочетании с долларизацией Эквадора способствовал массовому валютному арбитражу. Использование Сукре в конечном итоге привело к конфликту и коррупции. К 2016 году механизм валютного союза Сукре стал практически неиспользуемым.
Переводный рубль
Переводный рубль — валюта многостороннего клиринга и средство платежа и накопления для организации многосторонних расчётов стран-членов созданного при активной роли СССР «Совета Экономической Взаимопомощи» (СЭВ), которая использовалась с 1964 года по 1990 год. Основная цель создания — стимулирование роста экономик стран СЭВ и обеспечение безналичных расчётов между странами-участниками в периметре вне доллара США. Эмитентом переводного рубля был Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС).
Новая резервная валюта стран БРИКС
– Несмотря на многолетнее успешное функционирование переводного рубля и его значительную долю в мировом товарообороте своего времени, новая резервная валюта БРИКС вряд ли будет сильно похожа именно на переводной рубль, – считает Михаил Шульгин.
Стоимость переводного рубля оставалась фиксированной в течение определённого периода времени, и это было обусловлено стабильными ценами на товары в рамках плановой экономики. Фактически переводной рубль был обеспечен не золотом, а паритетом покупательской способности — сравнением цен на одни и те же товары и услуги в переводных рублях и национальных валютах, на существование которых переводный рубль не посягал. В рыночной экономике под влиянием трансграничного движения товаров, услуг, капиталов и населения курсы национальных валют волатильны, поэтому наднациональная валюта не может долго оставаться стабильной. Она должна корректироваться. Иначе, допустим, бразильский реал значительно подешевеет, но курс резервной валюты БРИКС, если она будет создана по аналогии с переводным рублем, будет стабильным. В этом случае покупатели из других стран БРИКС будут стараться покупать товары в Бразилии, конвертируя свои валюты в реал, а не через систему многостороннего клиринга, предлагаемую наднациональной валютой.
Поэтому курс наднациональной валюты должен быть привязан к курсам национальных валют, приходят к выводу аналитики «Открытия». Поэтому речь идет о формировании резервной валюты именно на основе корзины валют стран БРИКС. А это уже вовсе не переводной рубль. Это уже больше похоже на ЭКЮ, его правопреемника евро, СДР.
«Курс новой валюты должен быть привязан к курсам национальных валют. Это больше похоже на ЭКЮ или СДР»
Эмиссия новой валюты
Эмитентом резервной валюты БРИКС вполне мог бы стать Новый банк развития. НБР уже привлекал средства в национальных валютах, внедрял программу кредитования в национальной валюте, которая не только помогала странам-членам снизить валютный риск, но и поддерживала развитие местных рынков капитала.
В марте 2022 года агентство Fitch подтвердило рейтинг НБР на уровне АА+, понизив прогноз по рейтингу со стабильного на негативный. Согласно текущей структуре акционеров НБР, страны БРИКС владеют примерно 20-процентной долей каждая. НБР заморозил все операции с Россией после начала СВО на Украине. Сильные фундаментальные показатели кредитоспособности НБР и его большие запасы капитала позволили сохранить рейтинг. Учитывая динамичный рост кредитного портфеля Fitch ожидает размывание доли кредитов России в ближайшие годы. Статус привилегированного кредитора должен защитить НБР от дефолта в случае соответствующего поворота событий в России, считают в Fitch. Агентство АКРА в мае подтвердило кредитный рейтинг НБР на уровне ААА со стабильным прогнозом.
Высокий кредитный рейтинг НБР позволяет ему относительно дешево привлекать капитал на рынках облигаций и далее предоставлять кредиты по более низким процентным ставкам, чем те, которые могли бы получить сами некоторые суверенные заемщики из стран БРИКС.
Кредитный рейтинг НБР на уровне AAA в Китае позволил ему быстро подключиться к китайскому рынку капитала и выпустить облигации в юанях. С тех пор НБР стал самым активным официальным эмитентом облигаций Panda, номинированных в юанях, продаваемых в Китае иностранными эмитентами. По состоянию на март 2021 года НБР выпустил шесть облигаций Panda на сумму 18 млрд юаней.
BRICS Pay
– Более амбициозным шагом на пути к дедолларизации могла бы стать система BRICS Pay, считают в «Открытии».
Это единая бесконтактная платежная система, которая связывает национальные платежные системы БРИКС с интегрированной облачной платформой для платежей. BRICS Pay не будет дублировать национальные платежные системы, которые уже существуют в странах-участницах, но будет интегрировать индивидуальные платежные системы членов БРИКС. BRICS Pay свяжет кредитные или дебетовые карты граждан стран БРИКС с онлайн-кошельками, которые будут доступны для оплаты через мобильное приложение, установленное на их смартфонах.
Самым большим преимуществом BRICS Pay является то, что эта платежная система в случае успешного создания позволит использовать национальные валюты БРИКС в качестве прямой основы для обмена внешних платежей.
обсуждение