При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Начавшийся год продолжает удивлять эпохальными новостями. 11 февраля 2020 года была объявлена сделка, как минимум, десятилетия - по продаже контрольного пакета Сбербанка правительству. Многие поспешили назвать её «перекладыванием из одного кармана в другой». В действительности всё гораздо сложнее.
Конфликт: горячий и холодный
Стоит, наверное, начать рассказ об исторической сделке с конфликта между Банком России и Сбербанком. Этот конфликт в разное время был то горячим, то холодным. Но бы всегда. Иначе и быть не могло, поскольку Банк России, будучи контрольным акционером Сбербанка, совмещал две несовместимые вещи: он одновременно был и регулятором, и собственником. Более того, собственником самого крупного банка в стране. И не просто самого крупного банка – банка, у которого подавляющее преимущество и доля по многим направлениям банковского бизнеса. Иными словами, Сбербанк представлял собой альтернативный полюс силы. В последние годы могущество Сбербанка росло колоссальными темпами. Сегодня этот банк владеет самой большой экосистемой – смежными бизнесами. Долгое время руководство регулятора воздерживалось от критики работы банка.
Пожалуй, первая публичная критика случилась на форуме Finopolis-2018. Тогда Герман Греф и Эльвира Набиуллина резко разошлись в подходах по развитию конкуренции. Глава Сбербанка тогда дал понять, что прибыльность его банка никак не связана с регулированием. Но то была «холодная» фаза конфликта. «Горячая» же началась в прошлом году – когда Сбербанк демонстративно отказался подчиняться закону – стать участником Системы быстрых платежей. В декабре 2019 года в интервью агентству Интерфакс Эльвира Набиуллина заявила, что есть планы продажи контрольного пакета акций Сбербанка. «Было бы логично, чтобы правительство купило наш пакет акций Сбербанка, если хочет получать дивиденды на постоянной основе». – сказала руководитель Банка России.
Основную прибыль получит бюджет
И вот, не прошло и двух месяцев, как о продаже было объявлено. Начиная с апреля 2020 года Минфин будет приобретать частями пакет акций Сбербанка. Рыночная стоимость пакета по данным на 11 февраля 2020 года составляла около 2,78 трлн рублей. Технически сделка выглядит так, что из Фонда национального благосостояния часть денег будет переведена в бюджет. Поскольку полученные деньги ЦБ направит в бюджет – ведь это прибыль. Однако в убытке регулятор не останется. Финансисты подсчитали, что сделка позволит сократить профицит ликвидности и расходов на его абсорбирование. Кроме того, ЦБ получит большие возможности по управлению курсом рубля.
Наконец, правительство получит деньги на социальные расходы – те, о которых объявил президент в послании Федеральному собранию в январе этого года. А ещё было объявлено, что правительство намерено использовать наработанные Сбербанком цифровые технологии «для упрощения жизни людей и в цифровой платформе государства». Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с Германом Грефом.
Минфин и правительство также получат одни «пряники». Уже подсчитано, что государство сможет «отбить» траты за счёт будущих дивидендов от Сбербанка в течение трёх лет. «Кроме того, покупка Сбербанка сильно ограничит возможности использования избыточных доходов ФНБ на иные направления – свободных доходов не будет», - добавляет Егор Сусин, начальник Центра разработки стратегий Газпромбанка.
Рубль будет укрепляться
Что касается курса рубля, то сделка будет способствовать укреплению курса. Об этом говорят все без исключения аналитики. Так, в «Открытии Брокер» полагают, что «мы наблюдаем некий слом стереотипа о том, что Минфин является сторонником постоянного ослабления россиянина».
А акции Сбербанка – расти
Что будет с акциями Сбербанка?
- С августа 2019 года котировки Сбербанка на Московской бирже имели существенный тренд к росту, несмотря на несколько циклических спадов. В ближайшее время выйдет годовая отчётность, с достаточно позитивными результатами, что подстегнёт следующую волну роста котировок. Правительственный законопроект подразумевает установление цены покупки акций на уровне среднего значения за последние 6 месяцев, что, вероятно, будет ниже текущих котировок. Поэтому вряд ли оферта ЦБ по выкупу акций вызовет у миноритариев большой отклик. Большое значение будет иметь, каких представителей делегирует Правительство, ведь ЦБ старался соблюдать нейтралитет и привлекал по возможности независимых директоров, - говорит Роман Ромашевский, финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank.
В «КИТ-Финансе» прогнозируют, что через год акции Сбербанка вырастут не менее, чем на 18%. А вот аналитики «Уралсиба» прогнозируют, что бумаги подорожают не менее, чем на 48%.
Наталья Малых, аналитик ГК «ФИНАМ», отмечает, что их восприятие биржевой истории Сбербанка улучшилось в последнее время и в компании наблюдают пространство для положительной переоценки акций Сбербанка в перспективе года. Объясняется это ожиданиями ускорения роста экономики в этом году за счет вложений государства в нацпроекты и увеличения социальных расходов. Кроме того, темпы кредитования, как корпоративного, так и розничного, могут в итоге оказаться выше, чем ожидалось ранее, как и качество текущих активов. «Переход контрольного пакета Сбербанка от Центробанка к Минфину мы также считаем положительной новостью. Минфин поддерживает стратегию развития Сбербанка, и поскольку Министерство финансов давно выступает за увеличение дивидендов от госкомпаний, то есть надежда на дальнейшую эволюцию дивидендной политики госбанка с переходом на промежуточные выплаты и дальнейший прогресс по выплатам (по итогам 2019 года ожидается 50%). Если ориентироваться на будущие дивиденды, то к отсечке в 2021 году обыкновенные акции могут вырасти на ~20%, привилегированные на 16%. Полная доходность может составить 28% и 24% соответственно», - считает Наталья Малых.
Риск появления на балансе банка токсичных активов
Правда восторг от сделки разделяют далеко не все.
Сергей Васильев, председатель совета директоров ИК «Русские фонды», считает, что, совершая сделку по покупке контрольного пакета акций Сбербанка на деньги ФНБ, правительство неосознанно делает выбор в пользу сбережения, а не развития.
По его словам, теперь Минфин будет отвечать за устойчивость банка. Это значит, что правительство будет делать постоянные вливания как крупнейший акционер – ведь банк постоянно растёт. И эти расходы могут «съесть» доходы в виде дивидендов.
- ЦБ неоднократно пополнял капитал Сбербанка свежими деньгами, когда развитие банка требовало увеличение капитала. Или даже срочно помогал банку, в виде субординированных кредитов, когда этого требовала кризисная ситуация на рынке. Во всем мире идёт снижение процентах ставок, мы уходим в длительную пору низких, а возможно и отрицательных процентных ставок. Банковская маржа падает по всему миру. Почему Сбербанк думает, что ему удастся держать свою высокую прибыльность и дальше? – задаётся вопросом Васильев.
Ещё один риск связан с тем, что правительство как главный акционер может – в случае наступления кризисных явлений – попросить банк приобрести те или иные активы. Токсичные, как правило. Примеров тому масса – как государственные банки вынуждены помогать проблемным компаниям по время кризиса не только. Удастся ли Герману Грефу сохранить Сбербанк по-настоящему рыночным, эффективным и прибыльным?
обсуждение