Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Стандарт для выживших

Во второй рабочий день после новогодних каникул, 10 января, Центральный Банк утвердил Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг форекс-дилеров. В профессиональном сообществе восприняли эту новость как однозначно позитивную.

Документ, полное название которого звучит как «Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих форекс-дилеров», опубликован 10 января на сайте Банка России, а также на сайте профильной СРО – Ассоциации форекс-дилеров.

«Важнейший и долгожданный»

«Форекс-дилеры будут обязаны раскрывать максимально полную информацию о своей деятельности и о рисках, связанных с получением их услуг. Эти и другие требования содержатся в базовом стандарте защиты прав и интересов получателей финансовых услуг в отношении форекс-дилеров, разработанном Ассоциацией форекс-дилеров и утвержденном Банком России», - отмечается в релизе Банка России. Требования базового стандарта, регламентирующие предоставление информации получателям финансовых услуг, вступают в силу 1 апреля 2019 года. Требования базового стандарта в отношении представителей (агентов) форекс-дилеров, а также в части минимальных стандартов обслуживания получателей финансовых услуг и требований к работникам форекс-дилеров будут применяться с 1 декабря 2019 года.

«Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг — важнейший и долгожданный документ для отрасли. СРО АФД принимала непосредственное участие в разработке этого документа с учётом мнений всех лицензированных участников рынка, — прокомментировал руководитель АФД Евгений Машаров. — По нашему мнению, утверждение Базового стандарта — благоприятный фактор для развития российского рынка форекс».

Следование правилам – в порядке вещей

После крайне неудачного для российского рынка форекс завершения 2018 года, когда в один день, 27 декабря, Центральным Банком были отозваны больше половины действующих лицензий на осуществление деятельности форекс-дилера, что привело к сокращению и без того небольшого лицензированного рынка до величины четырёх компаний, утверждение Базового стандарта защиты прав и интересов получателей финансовых услуг форекс-дилеров в начале текущего года можно считать хорошей новостью, уверены представители профессионального сообщества.

«Мы позитивно оцениваем усилия регулятора по внедрению на рынке форекс-дилеров единых базовых стандартов оказания услуг. Следование им, безусловно, сократит количество спорных ситуаций во взаимодействии компаний, предоставляющих эти услуги и их клиентов, - прокомментировали в пресс-службе ФИНАМ Форекс. - Для компании ФИНАМ Форекс, выросшей из подразделения фондового брокера, строгое следование правилам и нормам, диктуемым ЦБ, привычно и не должно вызвать серьезных сложностей. В то же время хотелось бы высказать пожелание, чтобы деятельность по стандартизации и легализации рынка форекс была направлена не только на контроль за деятельностью лицензированных участников, но и на очищение рынка от недобросовестных игроков, действующих вне российского правового поля – всевозможных «кухонь» и псевдо-дилеров».

Затратно, но не бесполезно

«Форекс-дилерам необходимо провести определенные мероприятия и принять дополнительные издержки по имплементации изменений для соответствия пунктам требований до вступления в силу требований принятого стандарта, в том числе, что немаловажно, при работе и оформлении взаимоотношений с агентами форекс-дилера, - отмечает управляющий директор ПСБ-Форекс Сергей Масленников. – Но, безусловно, вступление в силу данного стандарта повысит прозрачность и осведомленность клиентов, в том числе потенциальных для отрасли».

С этой позицией в целом согласны и в ВТБ Форекс. «Принятие базового стандарта защиты прав и интересов получателей финансовых услуг в отношении форекс-дилеров - важное событие для всего лицензируемого рынка форекс в России. ВТБ Форекс активно участвовал в его подготовке в рамках рабочей группы Ассоциации форекс-дилеров, - говорит генеральный директор ВТБ Форекс Александр Сокологорский. - С утверждением нового базового стандарта степень защиты и информированности клиентов российского рынка форекс стала ещё выше: документ обязывает компании расширить объём предоставляемой информации клиенту, знакомить со всеми рисками непосредственно перед заключением договора на обслуживание. Это поможет повысить уровень доверия потребителей к услугам лицензируемых форекс-дилеров».

Потребитель должен быть информирован

Какие же конкретно требования содержит новый базовый стандарт форекс-дилеров?

Во-первых, он устанавливает минимальный объем предоставления информации получателям финансовых услуг. Форекс-дилер должен разместить в открытом доступе на сайте, в офисе, а также довести до потребителя любым иным способом актуальные сведения о своем полном и сокращенном наименовании, членстве в саморегулируемой организации (СРО), наличии представителей (агентов), комиссионных сборах и о порядке выплаты компенсаций в случае банкротства. Кроме того, форекс-дилеры обязаны сообщить потребителям о способах защиты их прав, возможностях направления жалоб и обращений и порядке урегулирования споров.

Особое внимание в стандарте уделено информированию потребителей о рисках, связанных с рамочными и отдельными договорами, в том числе о возможных финансовых потерях при их заключении, а также о сумме расходов на исполнение обязательств. Согласно стандарту, такую информацию необходимо предоставить потребителю до заключения рамочного договора и отразить в уведомлении о рисках, которое должно быть подписано потребителем.

«Положения, касающиеся информирования о рисках, уже содержатся в Базовом стандарте совершения операций на финансовом рынке при осуществлении деятельности форекс-дилера, который действует с 2017 года. Все лицензированные форекс-дилеры эти положения исполняют, - поясняет Евгений Машаров. – В данном случае Базовый стандарт защиты прав и интересов потребителей содержит дублирующие положения. Тем не менее, они имеют непосредственное отношение к сфере защиты прав клиентов, а потому отражены в новом документе».

Согласно требованиям Базового стандарта защиты прав и интересов потребителей, на сайте форекс-дилера в разделе для открытия демосчета необходимо разместить указание о том, что при совершении аналогичных операций на реальном счете получение прибыли не гарантировано. При этом вся информация для потребителя должна быть изложена доступным языком с разъяснением терминологии и быть понятной клиентам, не обладающим специальными знаниями в области финансовых рынков.

Не вводить в заблуждение

Во-вторых, особое место в базовом стандарте занимает противодействие недобросовестным практикам. «Форекс-дилеры обязаны не допускать необоснованного расширения спреда без изменения рыночной ситуации, их действия не должны вводить в заблуждение потребителя относительно предоставляемых форекс-дилером финансовых услуг, а также они не имеют права оказывать содействие заключению потребителями договоров с иностранными финансовыми организациями», - подчеркивается в релизе ЦБ.

И, в-третьих, базовый стандарт содержит требования к порядку рассмотрения обращений получателей финансовых услуг. Форекс-дилер обязан рассмотреть обращение в течение 15 календарных дней со дня его поступления. Этот срок может быть увеличен до 30 календарных дней, если поступившие сведения требуют дополнительного изучения.

«Базовый стандарт обязателен для соблюдения всеми форекс-дилерами вне зависимости от их членства в СРО, а также их представителями (агентами)», - резюмируют в Банке России. При этом ответственность за нарушение агентом требований базового стандарта несет форекс-дилер.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)