При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российские банки лучше справляются с санкционным кризисом, чем можно было ожидать. Однако объективно об этом судить нельзя из-за того, что банки не публикуют отчётность. В этой связи эксперты на специальной конференции «Финама» посоветовали инвестировать в банковские бумаги краткосрочно и спекулятивно.
Банки справляются лучше ожиданий
– Большая часть банков достойно справляется с санкционными вызовами. У многих из них даже не было необходимости в использовании послаблений регулятора, – оценивает ситуацию Людмила Кожекина, директор по банковским рейтингам «Эксперт РА».
В этой связи массового снижения рейтингов банков не наблюдается, добавила она.
Однако, как можно судить о состоянии финансов, если банки не публикуют отчётность? На данный факт обратил внимание Игорь Додонов, старший аналитик «Финама»: «О ситуации в секторе можно судить лишь по весьма скудным данным, которые ежемесячно публикует ЦБ, а также по редким и сильно урезанным отчётностям отдельных банков и высказываниям представителей регулятора и руководства банков. Но этого все же недостаточно».
Азиатские банки вместо западных?
Роман Блинов, старший аналитик ИК «Русс-Инвест», сценария, при котором место западных займут азиатские банки, не исключает, однако приход новых банков из дружественных стран связан с рисками вторичных санкций. Финансовый эксперт Андрей Верников, напротив, говорит, что такого ждать однозначно не стоит.
– Роста экономики не предвидится и реальные доходы населения расти не будут. При этом банки будут нести санкционные риски, – напоминает Верников. – Очень маленький кусок прибыли получается новым банкам – чтобы рисковать, нести издержки первичные, вступать в конкуренцию.
«Российские банки интересны китайским и индийским институциональным инвесторам на фоне роста торговли между странами», – Степан Сумин, Cresco Finance
В свою очередь, Степан Сумин, управляющий активами Cresco Finance, ожидает прихода китайских и индийских институциональных инвесторов в наш банковский сектор: «Китайскому бизнесу будет удобно иметь в России банки на фоне возросшего товарооборота между странами и переходом на расчёты юань-рубль в соотношении 50 на 50. Ведущая роль останется за отечественными банками, но покупка наших банков зарубежными инвесторами исключать нельзя. Кроме того, стоит ожидать инвесторов из Казахстана, Киргизии, Узбекистана».
Допуск нерезидентов к торгам и банковский сектор
12 сентября Московская биржа открывает доступ к торгам нерезидентов из дружественных стран. В этой связи мнения аналитиков о влиянии нерезидентов на наш рынок разошлись.
– Отразится однозначно. Но вот насколько бурной будет реакция на появление нерезидентов сказать трудно. В базовом сценарии есть предположение о том, что они принесут с собой общее желание выйти из российских активов. Возможно, что рынок переоценивает их желание продавать российские активы. Как бы там ни было, базовый сценарий образца 1998 года привёл к росту российского фондового рынка, мы не исключаем, что и сейчас будет тоже самое, – надеется Роман Блинов из Русс-Инвеста.
«Акции Сбера часто падают на фоне неблагоприятной политической конъюнктуре и отрастают – когда политика отходит на второй план», – Александр Скоробогатов, ВШЭ
Степан Сумин из Cresco Finance, подчёркивает, что в день, когда новость вышла, рынок ушёл в красную зону: «Можно сказать, что не только акции банковского сектора среагируют негативно 12 сентября, но и остальные, так как неизвестны мотивы нерезидентов. Может случится так, что они наоборот начнут активно выкупать сильно просевшие сектора. Общая конъюнктура на нашем рынке сейчас в положительной восходящей тенденции, поэтому сильной просадки не ожидаем. Переживать могут владельцы таких бумаг, как Ozon, Yandex, так как ими владели большое количество нерезидентов».
Александр Скоробогатов, профессор Высшей школы экономики, говорит, что рынок закладывает негативную реакцию, для чего есть основания.
– И дело не только в нерезидентах из дружественных стран, – считает Скоробогатов. – Многие владельцы российских активов из недружественных стран не прочь от них избавиться, и они попытаются это сделать, воспользовавшись вновь появившейся лазейкой. Ведь можно попробовать по внебиржевым каналам сбывать их в дружественные страны, чтобы те уже выкидывали их на наш рынок. Предполагаемая распродажа может быть хорошей возможностью купить хорошие бумаги со скидкой.
Цифровой рубль: друг или враг?
Андрей Верников прогнозирует, что роль банков уменьшится с введением цифрового рубля: «Банки – это лишнее звено, если довести идею цифрового рубля до максимума. А вводится цифровой рубль для того чтобы повысить прозрачность финансовой системы и повысить собираемость налогов».
Роман Блинов из Русс-Инвеста согласен с коллегой: «Будет ли от введения цифрового рубля банкам лучше? Вряд ли. Кроме того, налоговая дисциплина и полная прозрачность при использовании цифрового рубля – это не на руку и банкам тоже».
Степан Сумин ожидает оттока средств из банков после введения цифрового рубля.
– Но будет это всё в плавном режиме, – полагает Сумин. – Банкам на фоне этого, придётся привлекать вкладчиков повышенной ставкой. При этом граждане столкнутся с дополнительными затратами в виде повышенной комиссии за операции и невыгодными ставками по кредитам. Важно отметить, что цифровой рубль не инвестиция, а ещё одна форма расчёта. Внедрять цифровой рубль придётся долго и тяжело, так как в России за 15 лет так и не удалось создать культ из банковских карт. И многие до сих пор предпочитают наличные деньги.
Что там с Тинькофф?
Игорь Додонов из «Финама» считает, что банк достаточно уверенно чувствует себя в нынешних кризисных условиях, «судя по опубликованным недавно отдельным финансовым показателям». Однако, говорит Додонов, ввиду большой экономической и рыночной неопределённости, говорить о дальнейших перспективах Тинькофф-банкасложно.
– Надо дождаться окончания операции на Украине, прояснения перспектив экономики и публикации полноценной отчётности, – отметил Додонов.
Александр Скоробогатов из ВШЭ, замечает что банк исторически славился сильным менеджментом.:
– Однако после начала СВО банк покинули ключевые фигуры типа Оливера Хьюза. Учитывая вынужденный характер этих изменений, они могут не лучшим образом сказаться на бизнесе компании, – резюмируем Скоробогатов.
В Русс-Инвесте проводят параллели с Альфа-банком, про который всегда на рынке бродят слухи о его скорой кончине, но банк продолжает работать.
Акции Сбера и банка «Санкт-Петербург» в перспективе года
Степан Сумин считает, что инвестиционная привлекательность Сбера выше, чем у банка «Санкт-Петербург»: «По Сберу можно судить о том, что происходит с экономикой страны: начинает ли всё налаживаться или ещё нет. Чаще всего именно акции Сбера были предвестником как хороших времён, так и плохих, но на данном этапе я бы рассматривал акции Сбербанка только для краткосрочных спекуляций».
Скоробогатов считает Сбер бумагой «с ярко выраженным циклом».
– Акции уже много раз падали в ответ на неблагоприятную политическую конъюнктуру и отрастали – когда политика отходила на второй план, а на первый – признание рынком того, что это прибыльная компания, – сказал Скоробогатов. – Текущий кризис – того же рода, и высока вероятность, что и в этот раз всё будет развиваться таким же образом.
обсуждение