При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Мировой судья Зия Фаруки из Окружного суда США в Вашингтоне, округ Колумбия, начал рассматривать дело о переводе более $10 млн через криптобиржу в обход санкций США, сообщает Washington Post. Имена и названия платформы пока не раскрываются, но было опубликовано заключение судьи, из которого следует, что ответственность несет не только злоумышленник, но и биржа. При этом подтверждается, что она не имела информации об обходе пользователем санкций. Транзакции были проведены через подставную платформу, разработанную специально для обхода финансовых запретов.
Министерство юстиции впервые возбудило подобное уголовное дело. Это сигнализирует криптобиржам о том, что они несут ответственность за пользователей, которые уклоняются от санкций на своих платформах, независимо от того, сознательно биржа вступает в сговор или нет. Также меморандум судьи Фаруки приравнял цифровые активы к традиционным активам в вопросах обхода санкций.
Ответственность за соблюдение политик KYC/AML полностью ложится на биржу, объясняет ведущий аналитик 8848 Invest Виктор Першиков. По его мнению, в данном случае имеет место недостаточно качественно проведенная процедура due diligence, так как при регистрации на платформе юридических лиц биржа должна идентифицировать всех бенефициаров и директоров компании и убедиться, что они не подпадают под санкционные списки.
«При этом даже усиленная проверка может не выявить случаев, когда владельцем средств является лицо, не имеющее прямого отношения к корпоративному аккаунту на криптобирже. Если биржа не выявила факт подставной компании на этапе KYC/KYB проверки, то речь идет о «небрежности» в отношении процедур AML, что повлечет за собой, как минимум, штраф. Если суду удастся доказать, что биржа намеренно «закрыла глаза» на бенефициара активов, попавшего в санкционные списки, то в рамках текущей ситуации с санкциями, последствия для криптобиржи могут быть куда серьезнее», — предупредил Першиков.
Он отметил, что даже крупные криптобиржи не всегда уделяют достаточное внимание процедурам KYC/KYB, а что касается средних и мелких криптобирж, то для них KYC процедуры в основном существуют как чисто формальные условия для регистрации, не требующие значительных доказательств бенефициаров и происхождения их активов.
«Криптобиржи должны нести непосредственную ответственность, если оказывается, что владелец активов не установлен или установлен некорректно, и пользователь или юрлицо фальсифицировало документацию. В погоне за максимизацией клиентской базы биржи закрывают глаза на многое, и до тех пор, пока это не касается интересов государства, это может срабатывать. Но не в случае, когда государство (в лице США) принимает усиленные меры для минимизации шансов на обход санкций», — подчеркнул эксперт.
Такая судебная практика в странах англо-саксонской системы права приведет к повышению ответственности операторов цифровых торговых платформ (криптобирж) перед регуляторами и законом, пояснил GR Директор BitRiver Олег Огиенко.
«В иных юрисдикциях это также заставит криптобиржи более внимательно относиться к своим клиентам и операциям, которые они осуществляют. Фактически будут применяться более жесткие требования KYC/AML, либо уже установленные нормы станут строже соблюдаться. Для добросовестных участников рынка цифровых валют, в том числе майнеров, в конечном итоге может появиться больше формальных процедур, которым необходимо следовать для ведения деятельности на кастодиальных площадках», — говорит эксперт.
Он предполагает, что увеличатся сроки на осуществление операций, а для нелегальных субъектов криптоотрасли еще больше сузятся возможности свободной анонимной деятельности.
«Тем не менее, при указанном подходе важно сохранить прозрачный и недискриминационный диалог между клиентом, криптобиржей и регуляторами. Надеемся, что в России, когда в скором времени начнутся разрешенные законодательством майнинг и обращение криптовалют, все заинтересованные стороны смогут положительно учесть опыт иностранных коллег», — заключил Огиенко.
Одним из самых распространенных инструментов внешней политики США являются санкции, однако развитие криптовалют открыло новую возможность их обхода. Контролирующие органы Соединенных Штатов начали уделять все более пристальное внимание к соблюдению санкций в этой сфере, усиливая мониторинг и вводя все более жесткие требования к участникам криптовалютных операций.
В первую очередь соблюдать санкции должны граждане США, независимо от того, в какой стране они находятся, а также американские компании, их зарубежные представительства и представительства иностранных компаний в стране. Несоблюдение санкций влечет за собой ответственность, в том числе уголовную.
К настоящему моменту уже неоднократно проходили судебные разбирательства по поводу обхода санкций с помощью криптовалют, в результате которых суд назначал крупные штрафы. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC), занимающееся вопросами финансовой разведки, планированием и применением санкций, опубликовало статистику по штрафам за обход ограничений на своем сайте: самая большая сумма штрафов была выписана в 2019 году: 26 штрафов по 22 лицам на $1,3 млрд. Зачастую сумма штрафа превышает суммы незаконных транзакций в разы: так, криптокомпания BitPay была оштрафована на более чем $500 тыс. за проведение криптовалютных сделок на сумму около $129 тыс.
Также были случаи вынесения приговоров к тюремному заключению. Например, в апреле этого года эксперт по криптовалютам Вирджил Гриффит получил более чем 5 лет тюремного заключения за помощь Северной Корее в обходе санкций США, а в сентябе 2021 года суд США приговорил россиянина Олега Никитина к 28 месяцам тюрьмы, за нарушение санкционного режима.
обсуждение