При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В ноябре экспорт и импорт Китая сократились самыми быстрыми темпами как минимум за 2,5 года, поскольку слабый мировой и внутренний спрос, сбои в производстве из-за коронавируса и кризис на рынке недвижимости в стране оказали давление на вторую по величине экономику мира.
Спад оказался намного хуже, чем прогнозировали рынки, и экономисты предсказывают дальнейший период сокращения экспорта, подчеркивая резкое сокращение мировой торговли, поскольку потребители и предприятия сокращают расходы в ответ на агрессивные действия центральных банков по сдерживанию инфляции.
Экспорт сократился на 8,7% в ноябре по сравнению с прошлым годом, что является ещё более резким падением после снижения на 0,3% в октябре и стало худшим показателем с февраля 2020 года, как показали официальные данные в среду. Они оказались существенно ниже ожиданий аналитиков, которые прогнозировали снижение на 3,5%.
Власти Китая прнимают меры по ослаблению некоторых из своих строгих антиковидных ограничений, но исходящие перевозки с августа теряют обороты, поскольку растущая инфляция, резкое повышение процентных ставок во многих странах и украинский кризис поставили мировую экономику на грань рецессии.
Экспорт, вероятно, еще больше сократится в ближайшие кварталы, отмечает Джулиан Эванс-Причард (Julian Evans-Pritchard), старший экономист по Китаю в Capital Economics.
«Исходящие поставки получат ограниченный импульс из-за ослабления (китайских) антивирусных ограничений, которые больше не являются серьезным препятствием для способности производителей выполнять заказы», — сказал он.
«Гораздо более серьезными последствиями будет спад мирового спроса на китайские товары из-за изменения спроса в эпоху пандемии и грядущей глобальной рецессии», — добавил экономист.
В ответ на растущее давление на экономику Китая государственные СМИ сообщили в среду, что на встрече правящей Коммунистической партии, состоявшейся накануне, было подчеркнуто, что внимание правительства в 2023 году будет сосредоточено на стабилизации роста, содействии внутреннему спросу и открытости для внешнего мира.
«Состоявшееся вчера заседание Политбюро указывает на то, что внутренний спрос является основным фактором роста в следующем году, и налогово-бюджетная политика будет по-прежнему активно поддерживать спрос», — сказал Хао Чжоу (Hao Zhou), главный экономист Guotai Junan International.
Почти три года борьбы с пандемией коронавируса привели к тяжелым экономическим потерям и вызвали всеобщее разочарование и сильную усталость в Китае.
Антиковидные ограничения также нанесли ущерб импортерам. Входящие поставки резко сократились на 10,6% по сравнению с падением на 0,7% в октябре, что ниже прогнозируемого снижения на 6,0%. Спад был самым сильным с мая 2020 года.
Импорт соевых бобов и железной руды в ноябре сократился по сравнению с прошлым годом, в то время как импорт сырой нефти и меди вырос.
Это привело к более слабому положительному сальдо торгового баланса в размере $69,84 млрд по сравнению с положительным сальдо в размере $85,15 млрд в октябре и стало самым низким с апреля, когда Шанхай был в локдауне. Аналитики прогнозировали профицит в размере $78,1 млрд.
Правительство отреагировало на ослабление экономического роста, приняв в последние месяцы ряд политических мер, включая сокращение суммы наличных денег, которые банки должны хранить в качестве резервов, и ослабление некоторых ограничений на финансирование для спасения сектора недвижимости.
Но аналитики по-прежнему скептически относятся к тому, что эти шаги могут привести к быстрым результатам, поскольку процесс постепенного снятия всех антиковидных ограничений займет больше времени, а внутренний и внешний спрос остается слабым.
Проведенные на прошлой неделе опросы о производственной деятельности в Китае и во всем мире показали, что впереди еще много месяцев напряженной работы для того, чтобы предприятиям восстановиться.
Поставщик Apple Foxconn заявил, что выручка в ноябре упала на 11,4% в годовом исчислении из-за производственных проблем из-за COVID на крупнейшем в мире заводе iPhone в Чжэнчжоу.
«Отказ от политики нулевого COVID и усиление поддержки сектора недвижимости в конечном итоге приведут к восстановлению внутреннего спроса, но, вероятно, не раньше второй половины следующего года», — сказал Эванс-Причард.
Поскольку курс китайского юаня уже резко упал в этом году, пространство для маневра у политиков также ограничено, поскольку масштабные стимулы денежно-кредитной политики внутри страны в период быстрого роста процентных ставок во всем мире могут спровоцировать крупномасштабный отток капитала.
Военные действия на Украине, усугубившие рост и без того высокой инфляции во всем мире, усилили геополитическую напряженность и еще больше ухудшили перспективы бизнеса.
Экономика Китая выросла всего на 3% за первые три квартала этого года, что значительно ниже годовой цели правительства в 5,5%. Аналитики ожидают, что годовой рост составит немногим более 3%.
Чживэй Чжан (Zhiwei Zhang), главный экономист Pinpoint Asset Management, предупредил об «ухабистом процессе открытия» Китая.
«Поскольку мировой спрос в 2023 году ослабнет, Китаю придется больше полагаться на внутренний спрос», — сказал он.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- China's trade suffers worst slump in 2-1/2 yrs as COVID woes, feeble demand take toll (Reuters)
обсуждение