При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Энергетический рынок переживает непростые времена. К проблеме избыточных мощностей добавилась мода на ESG – риски полного отказа от традиционных источников высоки как никогда. Однако эксперты всё чаще задаются вопросом, не слишком ли рано мы хороним нефть, газ и уголь?
Эндаументы отвернулись от нефти?
Про ESG-движение в мире и зарождение его в России (инвестиции в окружающую среду, социальную сферу и управление) Finversia.ru недавно подробно писала. Эта мода обещает быть не временной, а постоянной и уже оказала радикальное влияние на состав портфелей университетских фондов (эндаументов) и пенсионных фондов. Управляющие половины таких фондов в Великобритании, а также многие фонды в США избавились от бумаг компаний из сферы термального угля, нефтеносных песков и других видов «грязного» топлива. Между тем, традиционное сырьё – нефть – пока не пострадало. Многие институциональные гиганты, включая канадский пенсионный фонд, вкладывают средства одновременно и в операторов ветроэлектростанций и в нефть и природный газ.
Директор по информационным технологиям калифорнийской государственного пенсионного фонда учителей (CalSTRS) Крис Эйлман недавно публично заявил, что отказываться от инвестиций в нефть слишком рано. Вместе с тем, эксперты признают, что «золотые углеводородные времена» прошли, и в этом бизнесе более никогда не будет такой высокой рентабельности, как раньше.
Перспективы угля
В 1950-х годах прошлого столетия в США уголь занимал первое место – как основное сырьё для производства электроэнергии. Теперь первое место принадлежит газу. Если раньше доля угля в энергопотреблении страны составляла 36%, то сейчас она снизилась до 11%, и продолжает сокращаться. Уголь – главная мишень для ESG-активистов, к которым относятся не только условные экологи, но и ESG-инвесторы. Суровая правда жизни состоит в том, что от угольных активов избавляются все. И тот факт, что значение P/E для многих угольных предприятий в США не превышает 2-3, лишь подтверждает предыдущий тезис.
Между тем, в других странах уголь по-прежнему, востребован, главным образом, из-за низкой цены – в Индии и Китае, к примеру. Востребованы пока и «металлоориентированные» сорта угля. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), к 2040 году спрос на металлоориентированный уголь сократится на 17%, а на тепловой – на 65%.
«Нефтяной пик» и долготерпение инвесторов
Пандемия стала катализатором «антинефтяных» настроений среди инвесторов. Акционеры энергетических компаний в который раз осознали, что прежнего спроса на нефть более никогда мир не увидит. А поэтому закономерно вновь встал вопрос о целесообразности долгосрочных инвестиций в нефтяную отрасль.
Экономический кризис привёл к сокращению инвестиционных программ нефтяных компаний, а это значит, что через несколько лет мир снова столкнётся с дефицитом предложения. Что автоматически скажется на ценах. Но тут выиграет только терпеливый инвестор.
Электромобили принято считать одной из главных угроз для отрасли. Однако, в последнее время эксперты склоняются к мнению, что куда бОльшую опасность представляет не условный Илон Маск, а автопроизводители, которые с каждым разом выпускают все более и более экономичные модели. Поэтому, по самым консервативным оценкам, нефть будет востребована ещё как минимум пару десятилетий.
Рентабельность альтернативной энергетики постоянно снижается
Благодаря налоговым льготам солнечные и ветровые технологии стали более коммерчески жизнеспособными и более популярными среди инвесторов, чем когда-либо. Все более эффективные солнечные батареи привлекают всё больше инвесторов, которые ранее вкладывали в ветроэнергетику. Данный рынок становится слишком конкурентным и, как следствие, рентабельность проектов за последние годы резко снизилась. А поэтому зарабатывать для компаний и для инвесторов становится всё сложнее и сложнее.
Аналитики Callan’s Private Equity Consulting Group пришли к выводу, что энергетический сектор достиг своего равновесия. Это значит, что ожидать дальнейшей замены газа, условно, на ветроэнергетику не стоит. Как и ожидать замены нефти, условно, на солнечную энергию. «Теперь мы живём в мире, где сложилась новая своеобразная комбинация всех источников энергии», – делают вывод в Callan’s Private Equity Consulting Group.
обсуждение