При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Инвесторы потратили десять лет, вкладываясь в стартапы Кремниевой долины, чтобы они могли продолжать расти, оставаясь при этом частными. Теперь ситуация кардинально изменилась, и IPO в сфере технологий стало больше, чем когда-либо.
Три из десяти крупнейших технологических IPO американских компаний с точки зрения объема привлеченного капитала состоялись в этом году. Два из них прошли на прошлой неделе, когда DoorDash и Airbnb начали торговаться на открытом рынке 9 и 10 декабря. Еще одно IPO провел поставщик программного обеспечения Snowflake, дебютировавший на Нью-Йоркской фондовой бирже в сентябре.
Каждое из них собрало более $3 млрд, а рыночная капитализация компаний составляет от 55 до 100 млрд долларов, что ставит их в число 30 самых ценных технологических компаний США. До того, как стать публичными, они оценивались в двузначные миллиарды, привлекая крупные средства от частных инвестиционных компаний, управляющих фондами, стратегических инвесторов и суверенных фондов.
Высококачественные технологические компании пользуются преимуществом бычьего рынка, который продолжается, несмотря на девять месяцев пандемии коронавируса и катастрофический год для экономики в целом. Список активно развивающихся компаний-разработчиков программного обеспечения включает в себя производителей облачного программного обеспечения UiPath и Databricks, которые могут выйти на IPO в 2021 году.
«Из-за обильного предложения венчурных денег и других источников частного капитала от суверенных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, покупающих предварительные IPO, повышается оценка со стороны частного рынка», - сказал Джей Риттер, профессор финансов Университета Флориды и эксперт по IPO. Это «позволило таким компаниям, как Snowflake, DoorDash и Airbnb, привлечь частный капитал на привлекательных условиях, и в результате они не торопились становиться публичными».
В то время как крупнейшие предложения 2020 года могут уже стать историей, до конца года ожидается как минимум ещё одна потенциальная сделка на сумму более миллиарда долларов от электронного ритейлера Wish, при этом игровая компания Roblox перенесла свое IPO на 2021 год.
Год назад, до пандемии, еще две компании - Uber и Lyft - пополнили ряды десяти крупнейших американских технологических IPO. В мае 2019 года Uber собрал более $8 млрд, что сделало его вторым по величине после Facebook, который собрал более $16 млрд в 2012 году.
Lyft собрал $2,6 млрд в марте 2019 года и занял восьмое место в списке.
Четыре из пяти мега-предложений 2019 и 2020 гг. - Uber, Lyft, DoorDash и Airbnb - являются лидерами в сфере экономики совместного использования, то есть их модели основаны на одноранговых торговых площадках. Они связывают предприятия с потребителями с помощью технологий и логистики и получают долю от каждой транзакции.
Все четыре компании полагались на огромные объемы внешнего капитала для развития своих сетей, продвижения своих услуг, быстрого выхода на новые рынки, активного найма и предложения стимулов для обеих сторон рынка. При этом только Airbnb зафиксировал чистую прибыль в последнем квартале, это произошло после сокращения расходов на продажи и маркетинг и сокращения численности сотрудников на 25% из-за пандемии.
Snowflake - это другое дело: он продает облачное программное обеспечение и полагается на более традиционные корпоративные службы продаж. В сентябре Snowflake привлекла $3,9 млрд, став крупнейшим IPO программного обеспечения за всю историю. В результате размещения Snowflake была оценена в $33 млрд, и эта цифра увеличилась более чем вдвое, когда компания начала торговаться на бирже.
Предыдущие размещения в топ-10 выжимали из их IPO все, что было возможно. Facebook практически не изменился во время своего дебюта, прежде чем в последующие недели стал торговаться ниже цены размещения. Lyft немного вырос в первый день, а затем упал, а Uber упал сразу же.
Популярность DoorDash и Airbnb была особенно заметной, потому что компании использовали гибридную модель аукциона для своих IPO. Руководители имели возможность запрашивать заявки у инвесторов и просматривать всю книгу заказов, прежде чем определять цену, что давало им лучшую возможность продавать акции на основе фактического спроса без предоставления типичной скидки.
Обе компании повысили свой начально установленный ценовой диапазон, а затем подняли цену намного выше верхней границы. Тем не менее, акции взлетели на открытии. Риттер считает, что если бы не псевдоаукционный подход, все могло бы быть хуже.
«Без требования, чтобы инвесторы указали цену, а также количество в своих заказах, которые позволяли бы им видеть кривую спроса, я уверен, что андеррайтеры рекомендовали бы еще более низкую цену, - сказал Риттер. - Очевидно, они оставили на столе гораздо больше, чем нужно».
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение