Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Турция и Саудовская Аравия налаживают связи после многолетнего взаимного бойкота

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман впервые за много лет посетил Турцию, ознаменовав тем самым сближение и нормализацию отношений между двумя наиболее важными политическими, военными и экономическими игроками в этом регионе после периода натянутых отношений.

Отношения между двумя странами были практически разорваны после убийства журналиста Джамаля Хашогги (Jamal Khashoggi) в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле в 2018 году. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в то время обвинил саудовского принца в организации убийства, что он и его правительство решительно отвергали.

С 2020 года действует неофициальный бойкот турецких товаров в Саудовской Аравии, и ближневосточное королевство на какое-то время запретило поездки и полеты в Турцию.

Наследный принц и Эрдоган теперь стремятся полностью нормализовать свои отношения. В совместном заявлении, опубликованном после переговоров лидеров двух стран, подробно описан новый период двусторонних отношений, включая снятие торговых ограничений, дополнительные встречи и возможный валютный своп.

Это происходит на фоне того, как Турция сталкивается с экономическим кризисом, с инфляцией на рекордно высоком уровне более 70% и сильно обесценившейся местной валютой. Турецкая лира за последний год потеряла более половины своей стоимости.

«Мы должны рассматривать это сближение как часть более широких усилий Турции по нормализации отношений со странами региона», - сказала Пинар Дост (Pinar Dost), заместитель директора Атлантического совета в Турции, Дэну Мерфи в эфире передачи CNBC в четверг. Помимо Саудовской Аравии, Эрдоган предпринял усилия по нормализации отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами и Израилем, и, как сообщается, переговоры с Египтом также успешно продвигаются.

«Прежде всего Турция хотела бы покончить с региональной изоляцией; страна сильно пострадала от изоляции», — сказала Дост, — «особенно в таких областях, как Восточное Средиземноморье, где ряд стран сформировали платформу для сотрудничества по добыче газа, исключив из этого процесса Турцию».

«Для Турции это сближение со всеми этими странами также означает попытку быть включенной в региональный расчет», — сказала она, добавив, что экономические интересы также играют роль для Анкары. Саудовская Аравия является важным рынком для турецких товаров и туризма, и отмена неофициального запрета Саудовской Аравии на торговлю между странами «поможет ослабить экономическое давление на Турцию», добавила она. В мае королевство возобновило полеты в Турцию после двухлетней паузы.

Визит саудовского принца также предваряет поездку президента Джо Байдена в регион Персидского залива в следующем месяце, который будет включать визит в Саудовскую Аравию с целью наладить отношения с королевством после того, как Байден в 2019 году настаивал на том, чтобы обращаться с саудитами как с «изгоями», сильно критикуя нарушения прав человека в этой стране.

По словам аналитиков, этот визит будет направлен на попытку убедить саудовцев качать больше нефти, чтобы смягчить болезненно высокие мировые цены на топливо, так и на установление более тесных связей между саудитами и Израилем почти через два года после того, как при посредничестве США было заключено Соглашения Авраама, которые положили начало исторической нормализации дипломатических отношений между Израилем и ОАЭ.

Для некоторых региональных наблюдателей, наблюдающих за развитием событий, изменение позиции Эрдогана, часто воинствующего и стойкого националиста, связанного с исламистами из организации «Братья-мусульмане» (запрещённая в России террористическая организация), которых государства Персидского залива рассматривают как угрозу, ошеломляет.

«MBS (Мухаммед бен Салман) приезжает в Анкару и почти принимает безоговорочную капитуляцию Эрдогана», — написал Тимоти Эш (Timothy Ash), стратег по развивающимся рынкам в Bluebay Asset Management, в своей записке в четверг.

«Это действительно показывает, в каком тяжелом финансовом положении находится Эрдоган и как он сейчас отчаянно нуждается в наличных деньгах, а также насколько трудно Эрдогану в политическом плане сейчас», — добавил Эш.

Турция стремится позиционировать себя как ключевой игрок на Ближнем Востоке и в Черноморском регионе, опираясь на свои существующие преимущества в качестве второй по величине армии в НАТО и налаживая отношения с влиятельными странами, которые ранее вызывали у нее раздражение.

Турецкие официальные лица в настоящее время ведут переговоры с российскими коллегами, пытаясь найти решение проблемы блокады Москвой украинских портов, которая лишила целые регионы чрезвычайно необходимого импорта зерна. Аналитики говорят, что Турция также является единственным членом НАТО, который в настоящее время выступает против вступления Финляндии и Швеции в оборонный альянс, используя свои рычаги влияния для потенциального получения уступок.

Ключевым результатом Турции в улучшении связей с Саудовской Аравией, Израилем и ОАЭ может стать «еще один шаг в консолидации антииранского лагеря в регионе, поскольку Анкара приближается к арабо-израильской оси, выступающей против Ирана», — считает Дост.

Многосторонние переговоры по ядерной сделке с Ираном зашли в тупик на несколько месяцев, и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), надзиратель ООН за активностями в области ядерной энергетики в мире, теперь предупреждает, что Иран как никогда близок к тому, чтобы иметь возможность создать атомную бомбу.

Материалы на эту тему также можно прочитать:

Saudi crown prince’s visit to Turkey signals an ‘utterly remarkable’ posture change for Erdogan (CNBC)

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)