При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Центральный банк Турции принял решение снизить ключевую процентную ставку на 150 базисных пунктов — с 12% до 10,5%.
Аналитики рынка ожидали снижения на 100 базисных пунктов, поэтому этот шаг все же застал многих врасплох, несмотря на растущую регулярность снижения процентных ставок в Турции.
Потребительские цены в стране с населением 84 миллиона человек поднялись в сентябре до нового 24-летнего максимума в 83,45%, хотя многие люди, живущие в Турции, говорят, что цены на основные товары в некоторых случаях выросли более чем в три раза за последний год.
Денежно-кредитная политика страны, проводимая президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, основана на стремлении к росту и экспортной конкуренции, а не на сдерживании инфляции. Эрдоган яро поддерживает противоречивое убеждение, что повышение процентных ставок увеличивает инфляцию, а не наоборот, и назвал повышение ставок «матерью всех зол».
Эта политика постоянно вызывает критику и недоумение со стороны экономистов и играет важную роль в резком ослаблении турецкой лиры, которая в этом году потеряла примерно 28% своей стоимости по отношению к доллару США.
Курс лиры почти не изменился после выхода новостей, колеблясь вокруг рекордно низкого уровня 18,59 за доллар. Турецкая валюта упала на 50% по отношению к доллару США за последний полный год. Хотя дефицит счета текущих операций Турции сократился в августе благодаря доходам от туризма, согласно данным Goldman Sachs, он по-прежнему составляет значительные $3,1 млрд.
«Лира остается слабой, реальная доходность искусственно занижена, инфляция выросла, а текущий баланс остается дефицитным. Это заставило международных инвесторов отказаться от рынка облигаций в местной валюте в Турции в последние годы», — написал Дэниел Вуд (Daniel Wood), портфельный менеджер William Blair Investment Management, в записке в четверг.
Правительство Турции придерживается альтернативных стратегий для укрепления своей валюты, включая программы поощрения депозитов в лирах в банках, продажи долларов за лиры, что привело к сокращению ее валютных резервов, и получение инвестиций и помощи от богатых стран Персидского залива для финансирования своей валютной интервенции.
Анкара также сохраняет дружеские отношения с Москвой, привлекая множество российских миллионеров и миллиардеров, стремящихся избежать западных санкций.
Тимоти Эш, старший стратег BlueBay Asset Management по развивающимся рынкам, говорит, что все это делается для победы на следующих всеобщих выборах в Турции в июле 2023 года.
«Эта политика, направленная на рост, вполне может помочь выиграть Эрдогану на выборах, но она повысит спрос на импорт, подорвет конкурентоспособность и, безусловно, значительно увеличит дефицит счета текущих операций», — написал он в электронном письме клиентам.
Но Эрдоган по-прежнему полон решимости снизить процентную ставку страны до однозначных цифр к концу этого года.
«Моя самая большая битва — против процентов. Мой самый большой враг — это интерес. Мы снизили процентную ставку до 12%. Этого достаточно? Этого не достаточно. Нужно снизить её ещё больше», — заявил Эрдоган в конце сентября.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Turkey slashes interest rates by 150 basis points despite inflation at 83% (CNBC)
обсуждение