При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Уже 31 июля ключевая ставка в США может быть впервые с декабря 2015 года понижена, а до конца года это может произойти ещё, как минимум, однажды. На этот шаг ФРС вынудил пойти Дональд Трамп, президент США, который отчаянно критикует американского регулятора вот уже более полугода. Однако существенного эффекта смена политики ФРС принести уже не может, предупреждают эксперты.
Ставки вверх – ставки вниз. История
Для начала стоит напомнить, как развивались события, предшествующие нынешнему кризису между Администрации Белого Дома и Федеральной резервной системой. В августе 2007 года ФРС в экстренном порядке приступил к снижению ставки, которая на тот момент равнялась 5,25% – за год до памятного краха Lehman Brothers в сентябре 2008 года. Но ситуация была настолько неуправляемой, что снижение ставки уже не могло что-либо решить. ФРС потребовалось много лет, чтобы не только понизить ставку «в пол» – уже в декабре 2008 года ставка составляла 0,25% – но и потратить сотни миллиардов долларов на программу так называемого количественного смягчения, чтобы сгладить эффект от мирового финансового кризиса. С весны 2009 года экономика США приступила к своему самому длинному периоду роста, впрочем, как и роста биржевых индексов. В то время, как ставка на уровне в 0,25% сохранялась ещё до октября 2015 года. То есть, долгих семь лет ФРС удерживала минимальную ставку, чтобы не спугнуть экономический рост, но потом вновь приступила к циклу повышения ставок. Новый цикл продлился с декабря 2015 года по середину нынешнего, за это время ставка достигла 2,25% и, очевидно, пошла бы ещё выше, если бы не вмешательство Дональда Трампа, который начиная с прошлой осени развязал медийную – главным образом через его любимый аккаунт в Twitter – кампанию протии «ничего не понимающей» в экономике ФРС.
Плюс 27% по индексу на одних обещаниях
Нарастание конфликта между Администрацией и монетарными властями нашло отражение в «Шокирующих прогнозах» от Saxo Bank. Напомним, что датские аналитики предсказали, что конфликт закончится тем, что Трамп уволит главу ФРС Джерома Пауэлла. Но Пауэлл, почувствовав, как тучи сгущаются над его головой, неожиданно сменил риторику и заговорил о необходимости снижения ставки еще в конце прошлого года. На этих заявлениях рынок пировал всю зиму, весну и лето: с 24 декабря 2018 года по 5 июля нынешнего индекс S&P500 прибавил больше 27%. Это не мешало, впрочем, Джерому Паэллу время от времени публично заявлять, что на него оказывается политическое давление, но ФРС «будет отстаивать свою независимость».
Как президенты выкручивали руки ФРС. История.
Вмешательство в дела регулятора в США не такое уж редкое явление, как может показаться с первого взгляда. Президент Линдон Джонсон, видя, какой разрушительный эффект на экономику имеют расходы на Вьетнамскую войну, обещал поставить Билла Мартина, главу ФРС в то время, «к стенке». Как вспоминают очевидцы, речь шла о физической угрозе. Герберт Гувер в 20-х годах прошлого столетия безуспешно пытался убедить ФРС начать повышение ставок, чтобы остудить рынок. Однако ФРС президента не послушал, а потом случился знаменитый кризис 1929 года и последующая Великая депрессия. Ричард Никсон безуспешно пытался заставить ФРС понизить ставки, чтобы оживление в экономике помогло переизбраться ему. О вмешательстве Рональда Рейгана в дела ФРС пишет бывший его глава Пол Волкер в своих мемуарах. И лишь, начиная с президентства Билла Клинтона, политики долгое время не вмешивались в дела монетарных властей. Как бы им этого не хотелось.
Нынешний же конфликт между ФРС и Белым Домом отличает накал страстей, поскольку Трамп впервые в американской истории очень агрессивно критикует действия ФРС и делает это «глядя в камеру». Слова о том, что в ФРС «ничего не понимает в экономике» американский президент повторил не далее, как на прошлой неделе, а ещё заявил, что как только ФРС понизит ставку, американская экономика станет подобно «ракетному кораблю». Возможно, Трамп знает об экономике что-то такое, чего не знают экономисты. Эксперты сильно сомневаются в том, что разового снижения ставки окажется достаточно, чтобы ослабить доллар.
Напрасные усилия
– Но вопрос в том, оправдает ли Пауэлл ожидания хозяина Белого дома, если грядущее снижение стоимости кредитования окажется разовым шагом. Вряд ли этого будет достаточно, чтобы претворить в жизнь политику слабого доллара, за которую так ратует Трамп, – сомневается Александр Тимофеев, руководитель аналитического отдела ИК «Инстант Инвест».
По словам аналитика, во втором полугодии президенту США опять придётся оказывать на ФРС давление, что только усилит и без того внутриполитическую напряжённость:
– Позитивный эффект от одного акта снижения ставки будет ограниченным, тем более что переход Федрезерва к смягчению политики уже заложен в цены.
Инвесторов по всему миру сегодня волнует не столько размер ключевой ставки, сколько позиция Белого Дома в отношении торговой войны с Китаем:
– На мой взгляд, денежно-кредитной политики недостаточно, чтобы значительно усилить оптимизм инвесторов к рисковым активам. Рынку нужны лучшие экономические данные. Необходимо США и Китаю решить торговые вопросы, чтобы рынок действительно обрел весомые драйверы роста, – говорит Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра».
По словам Гасанова, ФРС может пойти на ещё одно снижение ставки:
«Существенного позитива для рубля не будет»
– После чего возможна серьезная коррекция по основным биржевым индексам. Это при условии, что торговая напряженность между США и Китаем будет продолжаться. В противном случае достигнутые положительные переговоры Дональда Трампа и Си Цзиньпина снизят риск коррекции рынка. Это естественным образом ударит по доллару и приведет к снижению относительно других валют.
В «Международном финансовом центре» полагают, что существенного позитивного эффекта снижение ставки ФРС на российский рубль не будет.
После того, как курс рубля к доллару в конце 2018 года тестировал отметку в 70 рублей, рубль существенно укрепляется. 26 июня 2019 года он достиг локального максимума в 62,52 рублей, однако к 10 июля вновь ослаб до 63,76 рублей.
обсуждение