При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Британская экономика продемонстрировала нулевой рост в течение последних трех месяцев 2022 года — этого достаточно, чтобы пока избежать рецессии, — но в 2023 году у нее непростые перспективы, поскольку домохозяйства продолжают страдать от двузначной инфляции.
Ежемесячные данные по валовому внутреннему продукту за декабрь, когда в государственном секторе, на железных дорогах и почтах прошли массовые забастовки, показали сокращение на 0,5%, сообщило Управление национальной статистики, что больше прогноза на уровне 0,3%.
Тем не менее, опубликованные цифры принесут некоторое облегчение премьер-министру Риши Сунаку и его министру финансов Джереми Ханту, поскольку они ищут меры, чтобы стимулировать восстановление своего предстоящего годового бюджета.
Объем производства упал на 0,2% за три месяца до конца сентября, когда многие предприятия ненадолго закрылись в ознаменование похорон королевы Елизаветы, еще одно последовательное падение производства в четвертом квартале соответствовало бы обычному европейскому определению рецессии.
Любая передышка, скорее всего, будет временной. На прошлой неделе Банк Англии прогнозировал, что Великобритания войдет в неглубокую, но продолжительную рецессию, которая начнется в первом квартале этого года и продлится пять кварталов.
«Великобритания избежала рецессии в прошлом году, но с минимальным отрывом. Судя по недавним пересмотрам данных, сегодняшние цифры вполне могут быть пересмотрены в сторону понижения через несколько месяцев, что рисует совсем другую картину», — отметил экономист Deloitte Дебапратим Де.
Уровень жизни в Великобритании пострадал из-за всплеска инфляции, которая в октябре достигла 41-летнего максимума в 11,1%, а бизнес и домашние хозяйства чувствуют растущее влияние быстрого повышения процентных ставок Банком Англии с декабря 2021 года.
Объем производства в четвертом квартале все еще был на 0,8% ниже допандемического уровня, что резко контрастирует с другими крупными странами с развитой экономикой, которые в настоящее время превышают допандемический размер.
Экономист ING Джеймс Смит ожидает, что экономика Великобритании сократится на 0,3-0,4% в первом квартале этого года и на меньшую величину во втором квартале.
«Рецессия или, по крайней мере, техническая рецессия остается базовым случаем. Но похоже, что по историческим меркам она будет очень мягкой», — сказал он.
В целом за 2022 год экономика Великобритании выросла на 4,0% после роста на 7,6% в 2021 году, поскольку она оправилась от исторического удара пандемии COVID-19.
Инвестиции в бизнес в последнем квартале 2022 года были на 13,2% выше, чем годом ранее, и сейчас вернулись на тот же уровень, что и тремя годами ранее, до пандемии COVID-19.
Тем не менее, бизнес-группы заявили, что будущие инвестиции будут сдерживаться резким повышением налога на прибыль, которое вступит в силу в апреле.
AstraZeneca заявила, что перенесет часть производства в Ирландию, отчасти потому, что британская служба здравоохранения жестко регулирует цены на лекарства.
Ритейлеры также сообщили о сокращении запасов из-за снижения потребительского спроса.
Падение ВВП в декабре было вызвано сокращением объема услуг, включая меньшее количество медицинских операций, посещений врачей и более низкую посещаемость школ — отчасти из-за забастовок.
«Несмотря на то, что пока удалось избежать технической рецессии, декабрьское падение ВВП подтверждает, что экономика резко упала в конце 2022 года, поскольку забастовки усугубили экономический кризис», — отметил Сурен Тиру, директор по экономике ICAEW (Институт дипломированных бухгалтеров в Англии и Уэльс).
«Великобритания переживает особенно жестокий год с высокой инфляцией, скрытым повышением налогов и отсроченным воздействием многочисленных повышений процентных ставок, которые все еще могут подтолкнуть нас к летнему спаду, ударив по доходам и деловой уверенности», — добавил он.
Падение было бы еще большим, если бы не необычно холодная погода, которая привела к увеличению выработки электроэнергии, говорится в сообщении статистического управления.
Тем не менее, это также способствовало крупнейшему за всю историю торговому дефициту Великобритании по товарам, за исключением драгоценных металлов, поскольку растущая стоимость импорта газа из Норвегии увеличила его закупки до рекордных 64 млрд фунтов ($78 млрд) в четвертом квартале.
По словам Ханта, британская экономика более устойчива, чем ожидалось, но все еще не избавилась от опасности.
«Мы не вышли из леса — инфляция все еще слишком высока. Это причиняет боль семьям по всей стране», — заявил он.
Генеральный секретарь Британского конгресса тред-юнионов Пол Новак призвал Ханта к повышению фонда заработной платы в бюджете на следующий месяц, что, по словам Ханта, обойдется слишком дорого и усугубит инфляцию.
«Это топливо в баке, которое нужно нашей экономике, чтобы снова начать движение», — считает Новак.
«Хотя на данный момент цифры могут показаться положительными, в целом экономика не меняется, и трудно представить, что это изменится в краткосрочной перспективе», — полагает Ричард Картер, руководитель отдела исследований фиксированных процентов в Quilter Cheviot.
«В какой-то момент в 2023 году мы все еще, вероятно, будем в рецессии, которая, как ожидается, будет продолжительной и неглубокой, поэтому эти цифры не обеспечивают большого утешения», — резюмировал он.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение