При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Профессор Института законодательства и сравнительного правоведения описал портрет российской организации-взяткодателя.
Не все читатели знают, что по закону за дачу взятки к ответственности могут привлечь не только человека – физическое лицо, но и организацию – юридическое лицо, отмечает Юрий Трунцевский, заведующий отделом методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор.
Реестр организаций-взяткодателей, от имени или в интересах которых, либо в интересах связанных с ними юридических лиц была передана взятка, ведется с 2016 года и сейчас в нем 587 нарушителей.
Административная ответственность за такие действия установлена ст. 19.28 КоАП РФ, и предусматривает наложение административного штрафа на организацию в размере до трехкратной суммы взятки, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества.
Кроме того, не допускается к участию в закупках юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
Для предотвращения подобного рода коррупционных действий, в соответствии со ст. 13.3. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации должны создать специальное подразделение или назначить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Кто же эти организации-взяткодатели?
Исходя из данных Реестра по состоянию на 2 ноября 2022 г. наибольшее количество – это ООО (91,6%), затем идут акционерные общества (7,0%) и остальные – 1,4%, среди них АНО, потребительское общество, кооператив, частное учреждение и Фонд (рис. 1).
Рис. 1. Виды организаций, содержащихся в Реестре
Основной вид деятельности этих организаций сосредоточен в следующих сферах: строительство жилых и нежилых зданий (11%), торговля оптовая фармацевтической продукцией, торговля оптовая неспециализированная, торговля розничная напитками в специализированных магазинах (6,7%); по 2% – деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания; торговля оптовая фармацевтической продукцией); торговля оптовая неспециализированная; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. Всего в Реестре представлены организации, осуществляющие около 350 видов основной деятельности.
Около половины всех организаций, включенных в Реестр, были созданы после 2011 г., в большей мере (около 40%) – в период с 2011 по 2016 гг.
Около половины всех организаций, включенных в Реестр (45,1%), были созданы в 2013-2019 гг., в большей мере – каждая четвертая организация – была образована в трехлетний период – 2013-2015 гг. (на период мая 2021 г. примерно 40% организаций имели годы регистрации в период с 2011 по 2016 гг.). На 2 ноября 2022 г. только 2,9% организаций осуществляли свою деятельность год или меньше. Созданных в 90-е гг., в Реестре содержится 8,4% организаций, из них две были образованы в 1990 г.
38 организаций, занесенных в Реестр, на 2 ноября 2022 г. ликвидированы либо находятся в процессе ликвидации.
По среднесписочной численности организации, включенные в Реестр, чаще представлены 1 сотрудником (24,6%), 2 – (13,8%), 3 – (8,7%), 4 – (7,3%); 5 – (2,6%); 6-10 – (13,1%); 11-49 – (23,8%); 50-99 (3,6%); свыше 100 чел. – (2,5%).
Из этих организаций статус микропредприятия имеют почти 40%; малого предприятия – (16,2%); среднего предприятия (3,4%), остальные – 40,4 % не входят в реестр МСП (рис. 2).
Рис. 2. Категории организаций, содержащихся в Реестре
По дате вынесения постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, начиная с 2020 г. наибольшее число организаций – 49,8% в 2021 г. В 2022 г. – 33,4% и в 2020 – 16,8%.
По федеральным округам количество организаций, включенных в Реестр, составили:
1. ПФО – 25,5%; из 14 субъектов РФ наибольшее количество – 44,7% в Республике Башкортостан, Самарской и Оренбургской областях;
2. ЦФО – 20,8 %; из 18 субъектов РФ наибольшее количество – в Москве, Московской и Смоленской области – 48,7%;
3. СФО – 15,3%; из 12 субъектов РФ наибольшее количество – 50,60% в Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском крае;
4. ЮФО – 12,6%; из 8 субъектов РФ наибольшее количество – 74,6% в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях;
5. УФО – 8,7%; из 6 субъектов РФ наибольшее количество – 57,1% в Челябинской и Свердловской областях;
6. ДФО – 7,3%; из 9 субъектов РФ наибольшее количество – 58,5% в Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях;
7. СЗФО – 6,8%; из 11 субъектов РФ наибольшее количество – 55,2% в Республике Карелия, Калининградской и Новгородской областях;
8. СКФО – 3,0%; из 7 субъектов РФ наибольшее количество – 53,0% в Ставропольском крае и Чеченской Республике.
Если сравнить с данными Реестра за май 2021 г., то ПФО, ЦФО, СФО и СКФО среди субъектов РФ сохранили те же места; в ЮФО, УФО и ДФО удельный вес организаций-нарушителей увеличился, причем в ЮФО – сразу на 38,1%; в СЗФО – снизился на 34,3%.
По субъектам РФ наибольшее количество организаций, включенных в Реестр, приходится на Краснодарский край (5,5%), Республику Башкортостан (4,5%) и Москву (4%). В 2021 году: Москва – 7%, Республика Башкортостан – 5% и Саратовская область – 4,5%. Отсутствуют в Реестре организации из Республики Ингушетия, Астраханской и Костромской областей, Чукотского АО (в 2021 году – республик Ингушетия и Тыва, Вологодской и Орловской областей, Чукотского АО).
Таким образом, типичный (усредненный) портрет отечественной организации–взяткодателя составляет созданное в 2013-2019 годах в Приволжском либо в Центральном федеральном округе общество с ограниченной ответственностью – субъект МСП, занимающееся строительством либо торговлей, в которой числятся от 1 до 10 работников, не имеющее в своей структуре подразделения либо специально выделенного сотрудника, выполняющего обязанности по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
обсуждение