Понедельник, 30.12.2024
×
Российский лазер: от алкорамок и до космоса
Banners_Model_Settings:showGroup(59)

Евгений Коган: «Чего я жду в ближайшее время? Валютных войн. Обязательно»

Аа +
+36 -0

Евгений Коган, управляющий директор компании «Московские партнёры», рассказал порталу Finversia.ru про закат Европы и становление нового англо-американского миропорядка, про рубль, ослабить который возможно только снизив ставку, про акции второго эшелона, а также про возможную программу от ЦБ по выкупу плохих долгов.

- Евгений, вот какая интересная штука. После того, как случился Брекзит, рынки сильно тряхануло. Но после того, как в Белый Дом пришёл Дональд Трамп, рынки удивительно покладисты. Почему так? Ведь Трамп – это куда серьёзнее.

- Да, серьёзнее. Потому что это AmerExit! В Европе давно накапливались противоречия и Брекзит – не случайность. Европа – это прежде всего элиты: финансовые, промышленные. А есть политики и народ. Политики делают себе имена на подобного рода событиях. Набирают очки, спекулируют. Бизнесмены же смотрят гораздо глубже. Евроинтеграция подразумевала, что англичане – рано или поздно – признают приоритет европейского права над английским. Но английское право – это основа мироздания, основа современной западной цивилизации. Англичанам не нравились все эти евробюрократы и предписания: как выращивать овощи, как упаковывать, как продавать. В конце концов элиты стали роптать. Лондон, как финансовая столица Европы, наверное, проиграл, выглядит наиболее потерпевшим. Но помощь идёт из-за океана.

Трамп уже начала реформу закона Додда-Франка. Либерализация облегчит жизнь не только американским банкам, но и английским! Штаты стали основными бенефициарами развода Британии и ЕС и теперь у них есть отличная возможность начать создавать вместе с Британией новый миропорядок. Приход к власти Трампа абсолютно закономерен, тут даже не важна фамилия президента. Потому что Штаты, как и ЕС пришли в никуда с прежней моделью развития. А потому появился Трамп и говорит, что вернёт производства обратно в страну. Думаете, он реально может вернуть производства?! Попробовать может, но я не убеждён, что его планы реальны и выполнимы. Потому что для этого нужно серьёзно ослабить доллар. А это очень и очень сложно. И, если Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – химера и «вещь в себе», то уже Североамериканский союз организация куда более важная и интересы там реальные.

Трамп может «нарваться», если начнёт сгоряча крушить ещё и Североамериканский союз. Как нарвался Трамп на суды, которые аннулировали его запрет на выдачу виз ряду стран Ближнего Востока. И, если, скажем, канадцы вдруг почувствуют, что их интересы ущемлены, то Штаты получат такие иски, что мало не покажется. Как говориться, обещать - не значит жениться.

Все материалы Finversia-TV

- Но рынкам все нравится. Рынки на Трампе растут.

- Нравится. Рынкам всегда нравится риторика про новые рабочие места, возрождение отечественной промышленности и прочее. Знаете, в чём опасность? Не в том, что Трамп поругается с Китаем. Китайцы, в конце концов, люди мудрые, понимают, что есть предвыборные обязательства. Опасность заключается в том, что новый президент может очень серьёзно испортить взаимоотношения с главами крупнейших американских корпораций. Думаете, стена будет построена? Конечно же нет. Но Трамп отчитается через какое-то время: стена построена на… 80%! Миграция приостановлена! Но мы понимаем, что не это проблема. Создать рабочие места дело куда сложнее, чем построить несколько километров стены. Экономика - не девушка, которой дают указание: бегом, встала и пошла… Экономику нужно уговорить.

- Будет так же трудно и с долларом?

- Сначала нам обещали, что доллар будет укрепляться – говорили и про паритет, и про 0,85 евро за один доллар. Кстати, прогнозировал Deutsche Bank. Не люблю таких прогнозов - когда все смотрят в одну сторону, а жизнь идёт в другую. Сразу после тех прогнозов евро стал укрепляться. С кем ещё Трамп начал «натягивать» отношения после выборов? С Германией! Потому что Германия – самый главный конкурент Штатов. Там высокая добавленная стоимость, высокие технологии. Кто главный бенефициар от слабого евро? Германия и Франция. На слабом евро выгоднее взять немецкий мерседес. Но если евро скакнёт на уровень 1,4? В этом случае будет выгоднее покупать тот же самый мерседес, но произведённый уже в Америке. Жизнь сложнее. Чего я жду в ближайшее время? Валютных войн. Обязательно. Принцип разумного эгоизма в этом году будет преобладать.

Посмотрите, какая экономика Европы сегодня развивается быстрее всех? Экономика Британии. Из-за эффекта девальвации толпы туристов сметают все. Англичане заинтересованы, чтобы фунт не укреплялся. Немцы – чтобы евро не укреплялся. Америка заинтересована не в очень сильном долларе, китайцы – не в сильном юане. Мы стоим на краю этой новой эпохи валютных войн. Так что будет волатильно, будет весело.

С рублём сложнее. С одной стороны, это обычная товарная валюта развивающихся стран. Тут его можно сравнить с бразильским реалом, например. С другой стороны, рубль можно сравнивать где-то с канадским или австралийским долларами. Вся нынешняя встряска – Трамп, Брекзит – рублю на пользу. Но в России очень высокие процентные ставки. Разговоры об ослаблении санкций - это разговоры надолго. Так же будет, как с поправкой Джексона-Вэника, которую отменяли тысячу лет. Кэрри-трейдеры продают валюту, берут рублёвые инструменты с фиксированной доходностью. Получают свой профит, дополнительно зарабатывают на укреплении рубля. Нашему бюджету это не выгодно и рано или поздно рубль начнут топить. Минфин просто не даст рублю больше укрепляться. Осталось понять, какой курс будет. Наиболее комфортный уровень для бюджета это 63-65 рублей. Но такого уровня можно достичь, только понизив ставку. Как минимум на 2 п.п. Иначе мы будем из нашего бюджета субсидировать международных раньте. Несмотря на то, что у ЦБ в приоритете стабильность и крепкий рубль, чем рост экономики, правительство рано или поздно убедит монетарные власти начать рубль ослаблять. В ближайший месяц–два процесс пойдёт. Но более, чем 2 п.п. снижения не будет. При этом будут существенно пополнены ЗВР – возможно до $450-500 млрд. Единственное, что у нас в марте большой объем выплат. Рано или поздно ЦБ убедят, что инфляция в 4% мало чем отличается от инфляции в 6%, зато экономический рост мы получим значительный.

- А на чём будем расти? Кроме сельского хозяйства?

- Бизнесмены не очень торопятся инвестировать. Как заинтересовать? Вы покупаете новый дом или новую шубу только тогда, когда уверены, что их не отнимут. И вот как убедить бизнесменов, что не отнимут, большой вопрос. Нам нужен экономический рост не менее, чем на 2,5-3% в год. В этом случае, мы и эффект девальвации не растеряем, и бизнесменов убедим, что никто не будет ничего у них отнимать. А народ, в свою очередь, начнёт вынимать деньги из загашника и тратить, а не накапливать жирок, ожидая трудных времён. Вспомните, мы развивались тогда, когда был сильный внутренний спрос. Импортозамещение должно реально заработать, а не на словах. Сидит себе промышленник и считает, что есть ниша: сыры, колбаски, одежда какая-нибудь. Но он обеспокоен – не отменят ли через год-два контрсанкции и не попадёт ли он со своими инвестициями. Вот глубинная проблема.

- Внешняя конъюнктура благоволит нам, но ФРС в этом году собирается несколько раз повысить ставку и все наши начинания, если они будут, окажутся тщетными.

- В вашем вопрос был уже ответ, так что это вопрос риторический. Я финансист, ко мне приходят люди с предприятий, говорят, найди нам деньги, мы будем выпускать то-то и то-то, продавать тому то и прочее. В последнее время все больше стали приходить, кстати. На днях беседовал с товарищем, ему нужно станки закупать. Я ему посоветовал Фонд развития промышленности. Со своей стороны, мы поможем, дадим тебе консалтинг. Хорошо бы, если бы таких программ было больше. У промышленников сейчас проблема в том, что не хватает «оборотки». Даже не в основных фондах проблема. Тучные годы позади, денег нет, чтобы сырье закупать, зарплаты платить. Нужны государственные программы на «оборотку», промышленников нужно стимулировать. У многих предприятий зависли деньги в проблемных банках. Очень многие мне звонят, плачут. В том же «Пересвете», в других банках. А надо платить зарплату. А продукция вполне конкурентная. Не видят другого пути, как банкротится.

- ЦБ продолжает вычищать банковскую систему. Система, говорят, здоровая, прибыль в 5 раз подросла, пик просрочки прошёл, резервы распустились. Но вот у Вас я вычитал, что стране нужен банк, который будет готов выкупать проблемных активов не на сотни миллиардов рублей, но на триллионы…

- Ситуация с прибылью немного улучшается, согласен. С другой стороны ЦБ ведь и доначисляет резервы. А у владельцев банков денег нет на это и вот они начинают импровизировать, переупаковывать активы и прочее, и прочее. Я именно про такие дыры говорю. Это проблема не только небольших банков, но и крупных банков. На мой взгляд, нам нужна программа по выкупу плохих долгов, которую когда-то запустили в США. Разве будет лучше, если мы будем и дальше наблюдать падение банков? Не уверен. В руководстве ЦБ очень много профессиональных и грамотных людей, в профессионализме господина Тулина мало кто сомневается. Но надо понимать, что протащить закон о пропорциональном регулировании достаточно сложно будет. Вчера прочитали про банк Андрея Коркунова: «Анкорбанк» перестал выдавать вклады. Очень и очень жаль. Думаю, будет в течение нескольких месяцев борьба за светлое будущее, творческий процесс. Я вижу, как люди просто опускают руки и это грустно. Я предполагаю, что с лета, примерно, будет запущена программа ЦБ по реструктуризации банковской системы.

- Последний вопрос к вам как к финансисту, инвестору. Куда вкладывать, что покупать и на каких рынках?

- Куда бедному крестьянину податься? Крестьянин-то бедный, но может неплохо подзаработать. Фондовые рынки чувствуют себя замечательно. Несмотря на то, что многие эксперты, в том числе и я говорим, что в экономике не все так радужно. Но рынок достаточно крепок. Наши акции относительно недороги. Причём есть недооценённые акции даже среди голубых фишек. Посмотрите на акции того же Сургутнефтегаза. Думаю, что индекс Московской биржи будет расти. И можно неплохо подзаработать, не смотря на все наши макроэкономические проблемы.

Речь идёт о втором и третьем эшелоне. Беда в том, что на том рынке мало ликвидности. Вот ещё 10 лет назад можно было купить бумаги из этих эшелонов и продать – ликвидность была. Можно было купить и продать акции «Камаза» на миллионы долларов. Сейчас попробуйте это сделать – даже сделку на $100 тыс. будет осуществить непросто. Сегодня очень у многих компаний бизнес более-менее живой, а котировки непонятно где и почему. Тут есть ещё и одна философская проблема. В 2000-х годах в нашей стране была такая парадигма - парадигма на капитализацию. Создавали предприятия, рассчитывали выйти IPO, строили планы на удорожание бизнеса или наоборот, на выход из бизнеса. Но сегодня бизнесмены стали индифферентны к таким вещам, как public relations или investor relations. Не вкладываются, потому что инвестор не реагирует. Количество инвесторов на рынке сократилось. Наши спекулянты сидят исключительно в голубых фишках. Западные - смотрят, в лучшем случае на голубые фишки, но в основном - на длинные бонды. Игроков стало меньше, ликвидность исчезла. В этом году можем увидеть очень сильное движение в фондах, которые инвестируют во второй эшелон. Но можно и застрять. Риск соответствует возврату. Чудес не бывает.

Американский рынок перегрет. Мы говорили это год назад и два года назад. Но вот незадача: он растёт и растёт. Когда же начнёт падать?! Когда три года назад было 9-10 тыс. по индексу Dow Jones, я говорил, что будет 20 тыс. Так и случилось. Но сейчас мне страшно давать подобные прогнозы. Когда все уверуют, что впереди только облака и начнутся розовые слюни, вот тогда жди беды. Это такой закон, никто халявных денег не раздаёт.

- А в Европе?

Европейские рынки будет сильно «колбасить». Мне трудно рекомендовать тут что-либо. Из-за валютных войн, и из-за таможни могут начаться проблемы у вполне себе крепких компаний и даже отраслей. Знаете, что, к примеру, 15% экспорта в Англию – это немцы? Если будут делать Брекзит по жёсткому, сколько пострадает немецких компаний?

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+36 -0
4389
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Алексей Борейшо: «Мы ожидаем, что в 2024-2025 годах наш бизнес удвоится» Алексей Борейшо: «Мы ожидаем, что в 2024-2025 годах наш бизнес удвоится» Алексей Борейшо, председатель совета директоров компании «Лазерные системы», в интервью каналу рассказал, как компании удалось создать в стране с нуля рынок алкорамок, добиться полной локализации инновационного производства, и как с помощью облигационного займа компания смогла создать запас прочности на будущий год. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России, Игорь Горбунов: «Эволюция российского частного инвестора – новый вызов для индустрии?» Игорь Горбунов: «Эволюция российского частного инвестора – новый вызов для индустрии?» Инвестиции в России в последние годы стали по-настоящему массовыми и, несмотря на санкции и структурную перестройку российской экономики, тренд на рост интереса к фондовому рынку со стороны частных инвесторов сохраняется. Насколько изменились портрет российского инвестора, а также подходы работы с ним со стороны профсообщества, рассказывает в интервью Finversia директор офиса инвестиционного банка «Синара» в Екатеринбурге, постоянный член международной ассоциации CFA Institute, финансист Игорь Горбунов.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)