При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О применении национальной рейтинговой шкалы, принципах и подходах к оценке кредитного риска и присвоении рейтингов, порталу Finversia.ru рассказал Кирилл Лукашук, руководитель группы банковских рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).
- Кирилл, несмотря на то, что вы уже неоднократно комментировали эту тему, не могу не начать с вопроса о нашумевшем информационном поводе – низком рейтинге, который АКРА присвоила банку «Открытие»…
- АКРА присвоила «Открытию» кредитный рейтинг на уровне bbb- со стабильным прогнозом. В соответствии с нашей методологией это умеренный уровень кредитоспособности при более высокой чувствительности к неблагоприятным трендам в экономике и банковской отрасли. В рамках рейтинговой оценки мы учли баланс отрицательных и положительных факторов (с точки зрения кредитоспособности финансового института). С положительной стороны мы приняли во внимание достаточно сильные рыночные позиции (как в рознице, так и в корпоративном сегменте), диверсифицированный бизнес, федеральный масштаб банка и такой аспект, как системную значимость «Открытия» для российского финансового рынка. Факторами, которые оказали давление на рейтинг стали, прежде всего, низкое качество активов (с нашей точки зрения), что выражается в высокой доле проблемной задолженности в корпоративном портфеле и потенциальное негативное воздействие, которое может быть оказано со стороны материнской компании – «Открытие холдинг» - с точки зрения ее достаточно высокой долговой нагрузки и потенциальной потребности в дополнительной ликвидности, капитале, в которой может быть задействован банк «Открытие».
- Насколько сильно на ваши оценки повлияла довольно агрессивная политика «Открытия» в области сделок слияния и поглощения?
- Как раз-таки в рамках оценки материнской организации мы приняли во внимание достаточно агрессивный характер ее стратегии развития. Это сопряжено с привлечением заемного финансирования и увеличением долговой нагрузки. Поэтому мы будем мониторить ситуацию, отслеживать совершаемые сделки компании.
- А планируется ли пересмотр рейтинга?
- Рейтинг должен быть актуальным в каждый момент времени. Как только в нашем распоряжении будет информация (не только в отношении сделок или стратегии развития), которая нам будет указывать на целесообразность проведения рейтинговых действий, мы обсудим ее влияние кредитоспособность банка на рейтинговом комитете. Этот подход работает одинаково для всех рейтингуемых лиц.
- Насколько я понимаю, публикация рейтинга – это целиком и полностью решение самой компании-эмитента?
- Да. Это бизнес-решение конкретной организации. Никакой обязанности по получению и публикации кредитного рейтинга законодательством не установлено.
- «Шумиха» вокруг «Открытия» случилась буквально за несколько дней до вступления в силу (с 14 июля) закона о рейтинговой деятельности. Точнее говоря, закончился переходный период, который был определен в законе. Теперь для целей регулирования различных сегментов отечественного финансового рынка будут использоваться только рейтинги, присваиваемые по национальной рейтинговой шкале. Давайте проведем небольшой ликбез на тему того, что такое рейтинги и зачем они, в принципе, нужны?
- Что такое, вообще, кредитный рейтинг? Это мнение рейтингового агентства по кредитоспособности эмитента на определенном временном горизонте...
- Мнение субъективное?
- Оно всегда субъективное. Но при этом независимое и основанное на максимально полной информации, которую агентство получает в том числе от рейтингуемого лица. То есть, рейтинговые агентства являются инсайдерами – мы проводим анализ на основании как публичной, так и непубличной информации. Поэтому мнение агентства традиционно ценится инвесторами в долговые ценные бумаги, поскольку оно наиболее полно отражает всю картину происходящего.
Помимо рейтинга определенного эмитента существуют и рейтинги конкретных эмиссионных выпусков. Как классических облигаций, так и более сложных инструментов (субординированных ценных бумаг, «вечных» облигаций и так далее). Что очень важно – и мы сторонники этой позиции, что где это возможно инвесторам и регуляторам экономически более правильно придерживаться подхода к использованию именно рейтингов конкретных выпусков, потому что кредитоспособность эмитента и кредитное качество его долговых ценных бумаг могут отличаться.
- Вы уже начали рейтинговать евробонды российских эмитентов. Для чего в этом случае нужны рейтинги по национальной рейтинговой шкале, ведь заем с их помощью происходит на зарубежных рынках?
- Мы считаем, что если денежный поток, который обеспечивает выполнение обязательств по еврооблигациям, формируется внутри страны, то способность реального эмитента (а не формального, которым является специализированное общество) исполнять свои финансовые обязательства по отдельным долговым финансовым инструментам может быть корректно оценена в рамках национальной рейтинговой шкалы АКРА.
- Как рейтинги евробондов будут использоваться для целей регулирования? В настоящий момент Банк России принимает рейтинги таких бумаг от международных рейтинговых агентств. Планируются какие-либо изменения?
- Не так давно появилась информация об изменении принципов формирования ломбардного списка ЦБ. В частности, регулятор объявил о том, что он постепенно будет в принципе уходить от принятия в ломбардный список бумаг финансовых институтов (банков, страховых компаний, Внешэкономбанка), оставив в нем только корпоративных заемщиков нефинансового сектора.
- С чем связаны эти изменения?
- В первую очередь, с профицитом ликвидности в банковской системе. Кроме того, это способ квазистимулирования корпоративного кредитования. Проще говоря – еще одного способа увеличить объемы финансирования реального сектора экономики.
- АКРА рейтингует эмитентов (в том числе, регионы страны), конкретные выпуски эмиссий, от рейтингов по национальной рейтинговой шкале будут зависеть портфели негосударственных пенсионных фондов, страховщиков, ломбардные списки… При этом на этом рынке помимо вашего агентства есть еще всего лишь одно, аккредитованное Банком России – «Эксперт РА». Не могу не спросить, вас такая ситуация не тревожит? Хватит «мощностей» для того, чтобы охватить весь рынок?
- Мощностей у нас с запасом. Когда мы организовывали нашу деятельность, мы понимали, что одним из основных требований к нам со стороны инвесторов и других пользователей рейтингов будет способность в сжатые сроки присвоить существенное количество рейтингов без потери качества аналитической работы. Все наши аналитические группы сформированы с учетом этой потребности рынка и могут быть достаточно оперативно усилены с учетом динамики входящего потока клиентов. Спрос растет, работы у нас становится больше, но мы с этим справляемся.
Другой вопрос, что мы по-прежнему наблюдаем низкую информированность участников отдельных сегментов рынка о тех фундаментальных изменениях, которые происходят в использовании рейтингов в России.
- По поводу растущего спроса. Полтора-два месяца назад мы с вами присутствовали на заседании Комитета Госдумы по финансовым рынкам, где как раз и обсуждалось применение закона о рейтинговой деятельности. Представители компаний-эмитентов, выступая на этом мероприятии, жаловались на то, что теперь им приходится заключать договоры с АКРА наряду с уже имеющимися договорами с международными рейтинговыми агентствами. При этом стоимость рейтингов АКРА отнюдь не дешевле…
- Поясню. Я представляю блок, который занимается исключительно аналитической деятельностью. В силу принципов организации деятельности, которые приняты в АКРА в соответствии с требованиями законодательства и лучшими мировыми практиками, вопросы, связанные с контрактными условиями, ценообразованием, никоим образом не относятся к моей компетенции и других сотрудников аналитического блока агентства. Поэтому здесь я предпочту не комментировать этот вопрос. Единственное, что могу сказать – политика ценообразования АКРА является публичным документом, который размещен на нашем сайте.
- Хорошо. Тогда разъясните принципы и подходы АКРА к аналитике, рейтингованию. Что изменилось с принятием соответствующего законодательства? Как работает национальная рейтинговая шкала, как инвесторам читать новые рейтинги, рекомендации?
- Начну с основного. Мы, как рейтинговое агентство, никогда, ничего и никому не рекомендуем. Мы лишь высказываем собственное мнение о кредитоспособности, основанное на методологии.
Международная шкала, выражаясь простым языком – это возможность сопоставления кредитного риска эмитентов разных стран. То есть, вы, к примеру, можете сравнить, скажем, кредитоспособность Сбербанка и JP Morgan. При этом международная шкала в существенной части учитывает суверенный риск, присущий тому или иному государству, а также принимает во внимание отраслевые факторы операционной среды. Национальная же шкала обеспечивает сопоставимость кредитных рейтингов исключительно в рамках одной юрисдикции.
Новое российское регулирование определило национальную рейтинговую шкалу как инструмент, который должен использоваться в регулятивных целях, если тот или иной государственный орган ссылается на уровни кредитных рейтингов в своих нормативных актах. АКРА в рамках своей национальной рейтинговой шкалы определило, что самым высоким уровнем кредитоспособности в экономике России обладают долговые обязательства Правительства Российской Федерации и некоторые производные от них (в нашей методологии это выражается уровнем ААА(RU)). Уже относительно этого риска мы ранжируем всех остальных эмитентов. Чем дальше по нашей шкале организация находится от «суверена», тем выше ее кредитный риск.
Наша шкала (буквенные обозначения) похожа визуально на ту, которые используют международные рейтинговые агентства. Это было сделано для удобства восприятия, чтобы было привычнее инвесторам. Основное же различие для пользователей рейтингов – в гораздо большем количестве их возможных вариантов. Сегодня российские эмитенты в рейтингах международных агентств ограничены, как правило шестью «ступеньками» (если не принимать во внимание преддефолтные рейтинги). В случае с рейтингами АКРА таких «ступенек» шестнадцать. Вместе с преддефолтными – девятнадцать. Для нас, как аналитиков, это способ более точной оценки уровня кредитоспособности.
- Вы ничего не рекомендуете, а ответственность за выставление рейтингов несете?
- Ответственность в рейтинговом бизнесе бывает двух типов. Первый, наиболее существенный – ответственность за репутацию (и личную как аналитика, и репутацию самого агентства), потому что ключевое, что есть в рейтинговом агентстве – это люди и репутация. Если агентство единожды дало повод усомниться в качестве своей работы, независимости своих оценок, потом вернуть доверие будет практически невозможно. Второе – это ответственность с точки зрения соответствия требованиям федерального законодательства и Банка России, в более узком аналитическом смысле – корректности разработки и применения методологий. Но за потенциальные потери или убытки инвесторов мы ответственности не несем.
- Насколько мне известно, АКРА в своей деятельности не ограничивается присвоением рейтингов?
- Совершенно верно. Начну немного издалека – мы очень много внимания уделяем профессиональному развитию своих сотрудников. Одним из обязательных требований для аналитика АКРА является прохождение определенного количества часов профильного обучения в год. И вот когда мы начали планировать тренинги наших сотрудников мы столкнулись с серьезным дефицитом предложения качественного образования в области кредитного анализа, если говорить откровенно практического полного его отсутствия в России. Так родилась идея отдельного направления работы нашего агентства - проведения тренингов по кредитному анализу. Мы обладаем уникальным профессиональным опытом и глубоким пониманием кредитного риска и готовы вносить свой вклад в повышение квалификации участников финансового рынка. Программы и логистика тренингов построены таким образом, чтобы не создавать конфликта интересов с рейтинговой деятельностью. По итогам проведения уже порядка десяти тренингов только за первое полугодие мы видим неуклонно растущий интерес к этому направлению и на отдельные тренинги запись идет уже на ноябрь этого года.
Кирилл Лукашук - старший директор, руководитель группы банковских рейтингов АКРА.
В 2008 году окончил факультет экономики и управления МФЮА по специальности «финансы и кредит».
Свою профессиональную карьеру начал в блоке банковского надзора и регулирования Банка России.
Позже работал в банке Зенит и МДМ-банке. где занимался кредитным анализом финансовых организаций.
В рейтинговом бизнесе с 2013 года, работал в московском офисе Standard & Poor’s и Центре рейтингового консультирования Газпромбанка. В S&P отвечал за рейтинговое покрытие банков России и Казахстана со специализацией на розничном сегменте. В ЦРК курировал направление консультационных услуг для финансовых институтов в СНГ.
В конце 2015 года перешел в АКРА, где отвечает за аналитическое рейтинговое покрытие эмитентов из сектора финансовых институтов, а именно: кредитных организаций, страховых и лизинговых компаний, субъектов рынка коллективных инвестиций. Основная специализация – кредитный анализ банков.
обсуждение