При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ольга Прохорова, аналитик, эксперт Международного финансового центра, в интервью порталу Finversia.ru, рассказала о главных рисках наступившего 2019 года и лучшей инвестиционной стратегии.
- Давайте поговорим об основных трендах 2019 года и об основных угрозах. Первое, что приходит в голову, это торговая война. Второе – цикл повышения ставок ФРС. Что-то ещё?
- Да, событий очень много предстоит. С уверенностью можно сказать, что следующий год будет точно очень волатильным. ФРС будет единственным центробанком среди, так называемых, развитых экономик, который продолжит планомерное ужесточение денежно-кредитной политики в следующем году, хотя и не такими жёсткими темпами как в 2018-м. В наступившем году, как следует из заявлений Джерома Пауэлла, руководителя Федрезерва, ожидается уже не 4, как в прошлом, а всего два повышения ставки. Поскольку Пауэлл по-прежнему планирует повышать стоимость заимствований, не смотря на падение фондового рынка Америки в конце прошлого года, то после последнего заседания ФРС, по некоторым слухам, Дональд Трамп был намерен даже уволить Пауэлла. Ну а рынки отреагировали на последние комментарии Пауэлла падением. В 2018 году индекс S&P 500 уже просел на треть с уровней максимумов года и, вероятно, падение продолжится. Помимо того, что ФРС повышает ставки, он проводит ещё и политику количественного ужесточения, тем самым изымая деньги из рынка: если в начале года баланс ФРС составлял порядка $4,5 трлн, то к концу года снизился до $4 трлн. Какие могут быть причины, учитывая это, чтобы фондовый рынок рос?
- Это биржевой кризис? Ведь у компаний нормальные отчётности. Или же уже появились признаки экономического кризиса?
- Нельзя отделять биржу от экономики, поскольку все взаимосвязано - к примеру, одними из крупнейших инвесторов на рынке являются пенсионные фонды - то есть в акции вложены те же самые пенсии. Но и говорить о том, что следующий год обязательно будет годом кризиса и обвала, не стоит. При этом нужно заранее понять, что самая безопасная инвестиционная идея наступившего года - это кэш. Это для обычного обывателя, который задаётся вопросом что же происходит, и что ему делать. Я против усложнений, и как по мне, далеко не каждый понимает, что такое инверсия кривых американских гособлигаций.
- Модная тема в последнее время.
- К тому же этой инверсии пока и не случилось – доходности по 10-летним казначейкам всё ещё выше доходности по двухлетним. Но тема получила широкий резонанс, выступил бывший глава ФРС Ален Гринспен, заявивший, что с рынком всё плохо. Испугался Стивен Мнучин, министр финансов США, начал обсуждать сложившуюся ситуацию с руководителями крупных банков. Но мы видим, что последствия шагов, которые предпринимает администрация США, оказываются прямо противоположными заявленным целям.
Это и нас касается. Например, в Банке России объявили, что собираются с 15 января 2019 года возобновить покупки иностранной валюты для Минфина, и рубль на этом фоне сразу начал падать. Но почему бы не сделать это тихо? Зачем об этом трубить? Параллельно проводя политику дедоллоризации? Мне кажется, что это неправильно. С одной стороны, государство советует населению держать деньги в рублях, а само покупает доллары. Причём складывает в кубышку на чёрный день без расчёта на то, что эти деньги пойдут на инвестиции, на развитие. Просто идёт скупка валюты и народу не понятно, что с ней будет. Нефть уже не стоит $80 за баррель и вряд ли туда вернётся. По моему мнению, нефть ещё подешевеет – до $40-41. Могу ошибаться, конечно же, но, если это случится, для нашей экономики это будет большим испытанием.
В бюджете ведь запланировано, что нефть будет стоить $63 за баррель, а сейчас цены находятся уже в районе $50. Я считаю, что и само бюджетное правило – спорная идея. Почему бы не направлять эти деньги в экономику и тем самым развивать страну? В текущем виде бюджетное правило слишком жёсткое и не даёт экономике развиваться, но мало кто понимает это. Тем не менее, благодаря его действию чиновники нас заверяли, что рубль окончательно отвязался от нефти, но справедливость этих заявлений нам и предстоит проверить в 2019-м, в условиях падающих цен на нефть.
- Кстати, как долго это будет продолжаться? Я имею ввиду, что падение рынков у нас не такое сильное, как в США. И с зависимостью курса рубля от нефти.
- На фоне низких цен на нефть, и роста инфляции, ЦБ РФ вероятно будет вынужден дополнительно повышать ключевую ставку, а в середине января, напомню, начнёт покупки валюты. В каком объёме будут покупки непонятно, поскольку цена на нефть всё-таки снизилась. Но уже само по себе сочетание этих факторов (низкая цена нефти, покупки ЦБ РФ, дорожающий доллар) - это стресс-тест для нашей экономики. Не знаю, насколько адекватно и легко она его пройдёт. Первое, что нужно ожидать – это ослабление курса рубля. Если доллар уйдёт за 70, то следующий уровень уже 83-85. То есть, при уверенном пробое и закреплении выше, я ожидаю более широкий диапазон, уже не несколько рублей, как в прошлом году, а значительно больше - не диапазон 70-72, а уже 70-83 рубля за доллар.
- В каких активах нужно прятаться инвестору? Вы сказали, что кэш. А что ещё?
- Облигации. Но этот актив подходит не для всех. Думаю, что предпочтение нужно отдать краткосрочным американским облигациям. Что-то покупать на рынках развивающихся стран не стоит. Ситуация настолько не ясна, что умение выжидать – лучшая стратегия. Быть вне рынка - это тоже позиция.
- То же торговля?
- Иногда это не самый худший вариант и это помогает сохранить деньги. А для российского инвестора это уже непростая задача. Вспомним о санкциях. После того, как в США закончится shutdown, они вернутся к обсуждению новых санкций против России. Самый радикальный вариант, который рассматривается, это отключение доступа российских банков к международным расчётам. Несмотря на заверения, что с долларовыми депозитами населения ничего не случится, я считаю, что населению стоит самостоятельно позаботиться о сохранности своих сложений и, как альтернативу, перевести свои депозиты из долларов в евро, например.
- А что со ставкой нашей? Многие говорят, что Банк России сильно поторопился, повысив ставку два раза в этом году?
- По моему мнению, да, поторопился. Это было лишнее движение, которое не принесло того эффекта, который мог бы быть и на который они надеялись. И в случае существенного ослабления рубля после 15-го января, спровоцированного валютными интервенциями, ставку придётся повышать повторно. Но также ЦБ и достиг определённых успехов - к примеру, он, повышая ставки, тем самым преследовал цель сохранить спред со ставкой ФРС. И, таким образом, сохранить стабильные условия для кэрри-трейда.
- Но Банк России может изменить своё решение и перенести начало покупок долларов?
- Может, но маловероятно. Это было бы странным, если они внезапно передумают. Это вызовет ещё большую панику. Задача ЦБ - предупреждать о своих действиях заранее. Они должны следовать выбранным курсом, чтобы рынки им верили. И даже когда всё не совсем радужно – стабильность и предсказуемость важнее.
- Интересную тему Вы затронули – тему независимости центробанков. Об этом сегодня много говориться. Ведь Джером Пауэлл несколько раз подчеркнул, что ФРС действует независимо от политической повестки администрации президента. Не кажется ли вам, что и наш ЦБ тоже даёт понять рынку, что действует самостоятельно? У меня сложилось такое мнение.
- Да, но рынок может видеть картину по-другому. Мало наших граждан обрадовалось повышению пенсионного возраста и НДС. При этом и повышение пенсионного возраста и повышения НДС будет разгонять инфляцию и это ещё один гвоздь в крышку гроба экономики. Так что год обещает быть напряжённым, и это проявится уже в первом квартале. Кстати, в феврале в Конгрессе будут рассматривать результаты работы комиссии Миллера по вмешательству России в американские выборы. На это потратили $30 млн, и они явно должны представить какие-то результаты, понимаете, да? А в апреле будет понятно, договорятся ли США и Китай по окончанию в торговой войне. По моему мнению договориться им будет крайне сложно потому, что Китай перестаёт быть просто потребителем американских технологий и мировой сборочной фабрикой – страна хочет делать свои технологии. Ситуация меняется, мы увидим первый надлом существующей реальности в следующем году.
- Мы не говорили ничего о Европе. Оттуда могут прилететь чёрные лебеди? Про Италию много говорят.
- Европа в свете событий последних месяцев отошла на второй план. Потому что там главный вопрос это Брекзит, а он тянется уже два года, время поджимает. Если до 29 марта Великобритания сама не выйдет, то ЕС её исключит из состава союза автоматически. И в этом случае не будет никаких договорённостей. Это и будет самым черным лебедем.
- Давайте в заключении поговорим всё-таки про белых лебедей. Вы сами как думаете – реализуются ли все эти страхи и ужасы, о которых мы говорили?
- Или будет ещё хуже?
- Не хотелось бы…
- Я бы не относилась к ним, как к ужасам, просто ситуация всё усложнятся. Каждый переход на следующий уровень означает усложнение задач, которые мы решаем. Я перечислила ряд событий, которые обязательно состоятся и их следует учитывать. Это как своего рода календарь - чтобы понимать, к чему готовится. Но и, конечно, надеяться на лучшее.
Ольга Прохорова, аналитик, финансовый консультант «Международного финансового центра»
На финансовых рынках более 9 лет, занимала ключевые должности в аналитических отделах международных консалтинговых, инвестиционных и брокерских компаний. Эксперт в области монетарных политик ведущих центробанков мира, валютный стратег. В 2011-м получила степень магистра в области аудита, анализа и бухгалтерского учёта. Работает с частными и корпоративными клиентами по всему миру, активно сотрудничает со СМИ. Автор многочисленных аналитических статей на федеральных и международных новостных ресурсах.
С 2017 года работает аналитиком в компании «Международный финансовый центр»
обсуждение