При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Владимир Гамза, председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям рассказал порталу Finversia.ru, какая экономическая программа ждёт страну после мартовских выборов президента.
- Владимир Андреевич, какая из четырёх существующих экономических программ для будущего президента вам наиболее симпатична?
- Столыпинского клуба и Торгово-промышленной палаты. И потому, что я принимал участие в подготовке обеих программ, и по другим объективным причинам, конечно же. Могу сказать, что ряд предложений, которые сформулированы в программе Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, тоже заслуживают внимания. Это, прежде всего, предложения, связанные с развитием институтов.
- А ещё - с согласованием внутренней и внешней политики?
- И это предложение, да. Было бы очень здорово, если бы сели за стол переговоров три главных автора этих программ – Борис Титов от Столыпинского клуба, Алексей Кудрин от ЦСР и Константин Бабкин от ТПП. Сейчас наступил момент, когда было бы неплохо договориться всем этим сторонам об их интеграции в единую президентскую программу. Моё мнение, что на три четверти они вполне могут быть объединены.
- Означает ли это, что проект «Единая Евразия: новый Транссиб» не попадёт в программу?
- Проект крайне интересен. Это настолько глобальный проект, что, мне кажется, он должен войти в стратегию развития страны до 2035 года. Но в программу до 2025 года такой проект не вписывается: ни по срокам реализации, ни по стоимости. Очевидно, что сегодня стоит задача восстановить высокий экономический рост, и только потом привлекать ресурсы на Транссиб.
- Хорошо, новую экономическую программу для президента сформируют. А новый кабинет министров? Потому что нынешние министры привыкли экономить, а не тратить.
- Думаю, что здесь историческая проблема.
- Тяжелое наследие 90-х.
- Точно. Любой человек, переживший то лихое время, теперь, так или иначе, экономит. То же самое и с нынешней экономической командой. Они вышли из тех проблем, что случились со страной в 90-е, получили возможность перераспределять избыточную сырьевую ренту в нулевых. Понятно, что они больше привыкли распределять, нежели формировать политику развития. А сегодня в повестке дня стоит задача сформировать развития России как не сырьевой страны.
Конечно же, это не их вина, а историческая беда. Понятно, что нельзя в одночасье перевести сырьевую экономику на индустриальные рельсы, но если мы этого не сделаем, то зайдём в полный тупик.
- А что бы вы выбрали – ввязаться в драку или сначала придумать стратегию?
- Всегда должна быть и стратегия и тактика. Не может быть эффективным одно без другого. Очевидно, что нам нужна стратегическая дорожная карта, но при этом в ежедневном режиме мы должны решать актуальные проблемы. Они будут возникать всегда - какая бы ни была правильная и красивая стратегическая карта, всегда будут возникать ежедневные проблемы. Ведь мы живём в глобальном мире, и этот мир будет всегда оказывать на нас существенное влияние. В организационной науке есть одно ключевое правило: какими бы путями ты ни шёл к конечной цели, ты должен до неё дойти. Потому что, если ты до неё не дойдешь, то все твои усилия по пути окажутся бессмысленными. А путь к стратегической цели всегда бывает извилистым.
- Значит ли это, что будущий президент не станет выдвигать какой-нибудь большой лозунг? Нам нужны громкие лозунги?
- Лозунги дня должны быть, люди должны понимать, куда мы идём и какая главная задача. Лозунг дня сегодня, однозначно – опережающее экономическое развитие. Сегодня средний темп общемирового ВВП составляет 3,6%. Подчеркну – средний по всему миру! Это означает, что мы должны расти темпами не ниже 5-6%, если не хотим отстать навсегда.
- Борис Титов говорил, что даже более эффективный подход к управлению государственными деньгами позволит высвободить более 6,2 трлн рублей в год. Гигантские цифры и резервы.
- Он прав. Дело в том, что наше государство изымает из экономики более 40% ВВП. В Китае - 21%, в США – 35%. Мы изымаем больше, чем развитые страны. Понятно, что государство должно направить этот ресурс на инвестиционные цели. Если изымает много, то пусть и направляет много на развитие. А если не может организовать инвестиции – пусть не изымает инвестиционный ресурс из экономики.
- Какие ещё точки роста?
- Главный источник роста, конечно же малый и средний бизнес. Для этого сектора должны быть созданы все необходимые условия. Я бы ввёл лет на пять нулевую ставку по налогу на прибыль для таких индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. И тогда мы очень скоро бы получили настоящий ренессанс малого бизнеса в России. Ещё один рецепт – освобождение инвестиций от налогообложения. Есть классический закон: если вы хотите обеспечить 1% роста ВВП, вам нужно обеспечить 2% роста инвестиций. Надо восстанавливать местную и легкую промышленность, переработку во всех отраслях, наконец, такой сектор, как создание средств производства для производства средств производства, прежде всего станкостроение. Если раньше из Китая мы завозили, в основном, ширпотреб, то сегодня – машиностроительную продукцию.
- По инфляции. Мы знаем, что низкая инфляция – огромное достижение последнего времени. Как низкая инфляция будет согласовываться со стратегией роста?
- Инфляция в 3-4% - конечно, здорово с точки зрения инвестирования, но не надо придавать ей слишком большого значения. Главные элементы для развития - стабильные условия для бизнеса, наличие инвестиционных ресурсов и прибыльность вложений. Инфляция, конечно, не должна выходить за 10%, потому что тогда уже начинается отрицательный эффект. Но инфляция в переделах 3-8% не влияет на спрос. Академик Виктор Полтерович доказал, что на инфляцию ниже 8% можно не обращать внимания. Главное, чтобы она была стабильная и не скакала на десятки процентов.
- А что люди скажут? Ведь в этой избирательной кампании низкий рост цен преподносится как главное достижение.
- После двух кризисов у населения сейчас сформировалась психология сбережения. Не думаю, что население вдруг побежит все скупать и цены вырастут. Если не будет внешних шоков, то все будет стабильно с ценами. А вот инфляция ниже 3% меня беспокоит – как бы не ушли мы в штопор дефляции. Дефляция станет для России катастрофой. Небольшая же инфляция в 3-4% стимулирует рост, активы растут в цене, банки кредитуют предприятия, заплаты индексируются. Инфляция - уникальный экономический инструмент, который устраняет дисбалансы в экономике. Без неё сложно устранять дисбалансы.
Владимир Гамза, председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ
Окончил Московскую высшую партийную школу, Высшую Краснознаменную школу КГБ СССР, Финансовую академию при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Российской академии предпринимательства.
С 1973 по 1993 год служил в органах государственной безопасности (последняя должность – советник Секретаря Совета безопасности при Президенте России).
В дальнейшем работал в ряде коммерческих банков (Межрегионбанк, Автовазбанк, банк «Арсенал» и другие).
С 2000 по 2008 год - председатель Совета директоров холдинга «Росагрохим».
С 2008 по 2010 год - первый вице-президент Ассоциации региональных банков России.
В 2010-2011 годах занимал должность Директора Института финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ.
С 2011 года - председатель Совета директоров Инвестиционно-консалтинговой группы «FIRST»
обсуждение