По данным Банка России, за три первых квартала этого года число физических лиц, имеющих брокерские счета, превысило 17 млн человек. В ЦСП «Платформа» в связи с бумом розничных инвесторов решили провести детальное исследование этой волны – их мотивации и моделей поведения, отношения к российским акциям и так далее. Отдельное внимание было уделено влиянию нефинансовых критериев и ESG-принципов на решения инвесторов. В качестве цели исследования было сформулировано: показать особенности формирования этой группы, а также запустить процесс регулярного мониторинга ее общественных настроений.
«38% опрошенных инвесторов оценивают ситуацию на рынке как слишком неопределенную. 12% считают, что инвестировать в российские акции не стоит»
50% опрошенных инвесторов заявили, что считают российский рынок привлекательным для инвестиций. При этом, почти 38% оценивают ситуацию на рынке как слишком неопределенную. 12% считают, что инвестировать в российские акции не стоит. Российский рынок интереснее инвесторам с краткосрочной ориентацией: выше риски – выше доходность.
Любопытно, что самые молодые инвесторы чаще негативно настроены в отношении отечественного рынка, на них влияет политический фон и существует риск их перетока к западным компаниям.
Значительная часть инвесторов – 36% – воспринимает инвестиции с любопытством, как игру.
63% опрошенных заявили, что при выборе компании они ориентируются на устойчивость бизнеса, 53% опрошенных обращают внимание на такой параметр, как масштаб компании.
Наиболее перспективные сектора с точки зрения инвесторов: IT (89% опрошенных), энергетика (84%), газодобывающие компании (80%), цветная металлургия (77%).
Примерно 11% инвесторов при выборе эмитента в большей степени ориентированы на нефинансовые критерии – хорошую общественную репутацию и «этичность» бизнеса. В тоже время, значимость ESG-критериев признает большинство опрошенных.
«11% инвесторов при выборе эмитента в большей степени ориентированы на нефинансовые критерии – хорошую общественную репутацию и «этичность» бизнеса»
Негативная репутация, резонансы, пока влияют сильнее, чем хорошая репутация. 29% опрошенных инвесторов бывали в ситуации, когда вложения в акции компании казались финансово выгодными, но они не сделали этого потому что их не устраивала репутация компании.
Среди главных стоп-факторов для инвесторов: ощущение сильной переоцененности компании (48%), низкое качество корпоративного управления (47%), подозрения руководства в коррупции (39%), ущерб экологии (25%).
Всего в ходе исследования были опрошены 1200 респондентов в России.
Москва.
обсуждение