При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Инвестиционная компания «Финам» пригласила экспертов, чтобы обсудить плюсы и минусы активного и пассивного управления. Надо отметить, что пассивному управлению «досталось» больше, что неудивительно, ведь в обсуждении принимали участие активные трейдеры.
Финам уже не первый раз организует Invest-MeetUp, куда приглашает известных в мире инвестирования экспертов. В этот раз Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора компании и модератор встречи, пригласил к дискуссии известного трейдера Элвиса Марламова, одного из пионеров алготрейдинга Владимира Твардовского, трейдера Дмитрия Гизатуллина, и Александра Горчакова, кандидата физико-математических наук, автора стратегий на сервисе готовых инвестиционных решений Comon.ru.
«Никакого эффективного рынка в принципе не существует»
– Действительно, индекс порою трудно обыграть, – согласился Владимир Твардовский.
По его словам, пассивное управление даёт простоту и низкие комиссии – до 0,8% от стоимости активов максимум. Пассивному инвестору не приходится тратить время на поиск ценных бумаг для покупки.
Но минусов, как выяснилось, намного больше – только они не так видны с первого взгляда:
– Надо понимать, что никакого эффективного рынка в принципе не существует. В этом случае на рынке бы просто отсутствовали тренды. А тренды существуют и на них можно зарабатывать.
Твардовский привёл в пример индекс РТС, который, начиная с 1995 года, в долларовом выражении не вырос. Как, к примеру, и японский Nikkei 225:
– Спросите меня, когда РТС достигнет уровня в 2500 пунктов и я отвечу: никогда. По крайней мере, при нашей с вами жизни. Ну вот рынок у нас такой – что поделать!
Индекс S&P-500, по его словам, растёт не благодаря росту американской экономики, а по другим причинам: из-за монетарной накачки. А также из-за buy back’s.
Кроме того, индексы постоянно ротируются – из них изымают бумаги, добавляют бумаги и это происходит довольно часто. Начиная с 2005 года индекс S&P-500 недосчитался трети бумаг. И что в этом случае покупает пассивный инвестор?
Твардовский считает эту проблему ошибкой выжившего – когда инвесторы склонны видеть лишь лидеров, но забывают об аутсайдерах.
То же самое касается и индекса РТС. Когда-то, в самом начале, в индекс входило 10 акций, а в 2011 году их количество увеличилось до 50.
– На самом деле, продавая клиенту индексный портфель, ему продают автоследование за всей совокупностью трейдеров. Активные торговцы на рынке формируют рынок и цены. Рынок – это результат активных торговцев. Когда рынок растёт – хорошо всем. Именно активные трейдеры формируют цены по каждой конкретной бумаге. И где тут пассивное управление?
«Продавая клиенту индексный портфель, ему продают автоследование за всей совокупностью трейдеров. Активные торговцы на рынке формируют рынок и цены. Именно активные трейдеры формируют цены по каждой конкретной бумаге. И где тут пассивное управление?», – Владимир Твардовский, трейдер
Владимир Твардовский уверен, что пассивные инвесторы не могут существовать без активных, а разнообразие торговцев в стакане придаёт рынку устойчивость.
Если представить, что на рынке остались только индексные фонды, то рынок будет либо надувать пузыри, либо падать.
– Потому что, рынок – это не конь в вакууме, а сложная самоорганизующаяся система. Очень жаль, что некоторые советники «толкают» клиентам пассивное управление, забывая, что рынок растёт не всегда.
Есть ещё одна проблема с индексными фондами. Их стало чересчур много. Например, у пионера этого рынка – управляющей компании Vanguard – 80 фондов. Есть еще 100 компаний с десятком индексных фондов каждая.
Твардовский привёл в пример «планово-убыточный» индексный фонд с названием XIV. Это фонд обратной волатильности – в противовес фонд волатильности VIX. Доходность этого фонда выросла с 20% до 140%, но потом за 2 недели инвесторы потеряли всё:
– Многие управляющие компании создают свои собственные индексы – свои стратегии туда пакуют. Чтобы узнать, что там, нужно, что называется, лезть под капот. Но скажите, много ли водителей лезут под капот?
Есть плюсы и минусы у каждого способа инвестирования
Дмитрий Гизатуллин попытался занять серединную позицию:
– Не всё так плохо, я сам нахожусь посередине, есть плюсы и минусы у каждого способа инвестирования.
По его словам, важно выбрать «правильный» ETF. Для этого нужен либо собственный опыт, либо инвестиционный консультант:
– К сожалению, некоторые УК создают фонды и загоняют туда полнейшую дичь. Но есть и хорошие фонды под каждый сектор рынка.
«К сожалению, некоторые УК создают фонды и загоняют туда полнейшую дичь. Но есть и хорошие фонды под каждый сектор рынка», – Дмитрий Гизатуллин, трейдер
Эксперт считает, что множество активных трейдеров не переигрывают рынок и имеют околонулевую доходность. Если на рынке длительный «даунтренд», то без активных управляющих не обойтись:
– Можно заработать намного больше, если выбрать правильные акции и получить удовольствие от самого процесса.
Дмитрий Гизатуллин рекомендует инвесторам определиться, что им лучше подходит – пассивное или активное инвестирование. И, возможно, в зависимости от ситуации на рынке, менять пропорции:
– Может даже добавить пару акций из второго или даже третьего эшелонов. Почему нет?
Попытался заступиться за пассивное управление и Александр Горчаков:
– Я лишь напомню, что Уоррен Баффет 4 раза за свою карьеру терпел убытки в 50%. Я бы не разделял стратегию активного и пассивного инвестирования. Всё зависит от конкретной ситуации.
Ещё одной проблемой индексных фондов является невозможность заранее определить, какую акцию включат в индекс. Управляющие гадают, какую. К примеру, была большая неожиданность, когда в индекс включили акции Tesla и фонды были вынуждены включить эту акцию.
«72% роста индекса ММВБ за последние три месяца связано с гэпами. И в этом случае инвестор, который исповедует стратегию buy and hold, заберёт этот рост, а вот активные трейдеры – нет», – Александр Горчаков, трейдер
Эксперты согласились с тезисом, что активный инвестор – это тот, кто ищет истории, как Баффет, а не тот, который делает тысячи сделок в год. К примеру, некоторые американские угольные компании торгуются на уровне двух прибылей, а Amazon – на уровне 100 P/E. Amazon в моде, но в долгосрочном периоде угольные компании должны выиграть.
Александр Горчаков напомнил, что 72% роста индекса ММВБ за последние три месяца связано с гэпами. И в этом случае инвестор, который исповедует стратегию buy and hold, заберёт этот рост, а вот активные трейдеры – нет, потому что они закрывают, как правило, позиции в конце дня.
– Выход один – просто диверсифицироваться по подходам. По отраслям, по рынкам.
Москва.
обсуждение