При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Московская международная валютная ассоциация 16 августа провела ежегодное собрание своих членов в Электротеатре Станиславский. Без шуток про связь рынка и театра не обошлось. Зато, когда дело дошло до экономических прогнозов, всем стало не до смеха.
Не стал исключением в этом спектакле, разумеется, и сам Алексей Мамонтов, бессменный руководитель Ассоциации. Мамонтов – фигура, скорее трагическая, не Арлекин, к счастью, но и не Пьеро. Но точно играл заглавную роль этим вечером на Тверской.
- Выбор места нашей встречи, конечно, не случаен. То, что «вся жизнь – игра», вы все знаете, это банальность. Но вот рынок… Рынок – это точно театр! Ведь не зря же говорят «играть на рынке». То же и про дилеров. Тут немного надо обмануть, чтобы продать, немного сыграть, - обратился он к коллегам, открывая мероприятие.
Под одобрительные, конечно же, аплодисменты коллег-дилеров. Одобрительно кивая и улыбаясь, они не столько соглашались, что обманывают и играют – может и играют немного, но не обманывают точно (тут такие долго не задерживаются) - сколько воздавали дань необъятному таланту Алексея Мамонтова.
А чтобы связь финансистов и театра стала ещё крепче, Мамонтов решил обойтись и вовсе без микрофонов.
- Мы не стали осквернять эту сценическую атмосферу металлом микрофона, - пояснил ведущий.
И потому, каждый, кто выходил в этот вечер на сцену, немного ощущал себя актёром. Не всегда хорошим, поскольку Мамонтову постоянно приходилось голосом строго режиссёра напоминать: «Громче, пожалуйста, громче!».
Что же до повестки дня, то из рядового и скучного события, общее собрание членов ММВА превратилось в маленькую трагедию. Это я так думал поначалу, наблюдая за тем, как разворачиваются события. Но оказалось, что это был жанр драмы. Но ведь лучше же, чем мелодрамы, не так ли?!
Дело в том, что одному из участников собрания - представителю банка «Открытие» - не пришли документы: повестка дня, финансовые отчёты, проекты и так далее. О чём он сразу же и оговорился.
- Я буду так голосовать, потому, как так велит протокол. У меня нет времени сейчас на ходу всё изучить, а я ведь должен был согласовать всё это с моим руководством, - объяснил представитель «Открытия».
Сначала он робко «воздержался», потом поднял карточку «против», потом было пару моментов, когда поднимать карточку ему было как-то не с руки – весь зал едва ли не смеялся над этой нелепой ситуацией.
Но Алексей Мамонтов решил пойти ва-банк и начал, что называется, импровизировать, представляя этот нелепый конфуз не иначе, как противостояние государства и частного бизнеса («Открытие» с прошлого года принадлежит государству) и даже больше – обвинив «Открытие» в бесчестной игре с пенсионными деньгами.
- «Открытие» экономит на всём, кроме злостного использования не по назначению пенсионных средств! - заявил он, обращаясь к представителю банка.
А может это была реплика в никуда, ведь так часто зрители в зале персонально воспринимают обращенный на них монолог актёра. Как там было, теперь никто и не скажет. Жаль только, что это был вечер одного актёра. И никто Мамонтова не поддержал, никто не составил ему партию, что называется. Но можно было кожей чувствовать (я сидел близко к сцене), как зал сочувствует Мамонтову.
Зато во второй части этого спектакля Мамонтов играл уже не главную роль. Потому что в главной роли все увидели Госпожу Безысходность. Она же Отчаяние, она же Уныние.
Ведущий попросил участников дискуссии – на которую явились все заявленные ранее спикеры (сегодня случай редкий) – ответить, лучше ли стало экономике по сравнению с прошлым годом и каковы прогнозы до конца года.
- Хуже. Год назад у нас были иллюзии, что президент, всё-таки, примет экономическую программу роста. Но не случилось. И мы видим огосударствление всего и вся, в том числе на финансовом рынке. Мы видим разрастание кризиса на развивающихся рынках. Не думал, что такое возможно, но оказалось, что кризисы могут быть рукотворными. Как кризис в Турции, - поделился своими мрачными мыслями Кирилл Тремасов, председатель Совета ММВА.
Слово дали Николаю Кащееву, главному экономисту Промсвязьбанка. Кащеев видит параллели с тем, как разворачивались события между первой и второй мировыми войнами:
- После первой мировой США занялись протекционизмом. И даже очень преуспели в этом. А помните, как в 20-е годы прошлого века в страны бывшей Австро-Венгерской империи потекли инвестиции? И как после того, как инвестиции стали забирать из этих стран, там начали активизироваться радикальные движения?
По его словам, риски становятся непрогнозируемыми. С этим связан, в частности, разброс прогнозов цен на нефть – от $45 и до $144 за баррель.
Ольга Беленькая, начальник департамента финансового анализа и экономических исследований банка «Альба Альянс», согласилась с точкой зрения, что обвала может и не быть, но и позитива тоже нет.
Сложнее всего пришлось Максиму Петроневичу, главному эксперту Центра экономического прогнозирования Газпромбанка. Ведь он представлял государственный банк. Не такой, какими стали Промсвязьбанк или «Открытие». А плоть от плоти государственный.
- Как экономиста меня тревожит, что идёт огосударствление экономики. Я понимаю, что ни к чему хорошему это не приведёт. Но с точки зрения потребителя, мне всё равно, кому принадлежит банк – куда больше меня волнует качество и стоимость услуг этого банка.
Денис Хадеев, заместитель председателя правления «Кошелев-банк», то ли в шутку, то ли всерьез рассказал о новых нишах для частных банков в стране:
- У меня в два раза за последнее время выросли доходы от торговли валютой.
Помимо этого, Денис Хадеев рассказал, что из-за массового отзыва лицензий в регионах остаётся все меньше и меньше банков, которые способны предложить полный пакет услуг потребителю. А они могут это сделать, по его словам.
Олег Прексин, верховный комиссар по финансам и инвестициям Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС), призвал всех – кто остался с лицензией – активно сотрудничать с китайскими банками. И предложил свою помощь.
- Кроме того, я вижу большие перспективы в частно-государственном партнёрстве. Особенно учитывая, что санкции бьют по государственным банкам.
Максим Осадчий, экономист из банка «БКФ», согласился с выступающими относительно мрачных перспектив. Как и согласились с этим остальные. Если не считать банальных рецептов вроде необходимости развивать внутренний спрос, внедрять новые финансовые технологии, поддерживать региональный бизнес.
Москва.
обсуждение