При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Совет Торгово-промышленной палаты по финансово-промышленной и инвестиционной политике провел 18 августа круглый стол на тему «Развитие небанковских источников финансирования». На нем участники обсудили, какие методы финансирования малого и среднего бизнеса уже работают в России, а какие еще только предстоит развить.
Сегодня в российской экономике вновь отмечается замедление роста банковского кредитования. Сложнее в кризис стало получить в банке кредит предприятиям малого и среднего бизнеса. Проблема хорошо знакома как участникам рынка, так и регулирующим органам. Учитывая насущную потребность бизнеса в небанковском финансировании, Банк России опубликовал доклад «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг» и представил его для общественных консультаций.
С учетом этого совет Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ принял постановление «О роли системы торгово-промышленных палат Российской Федерации в восстановлении экономики страны после пандемии». А 18 августа совет Торгово-промышленной палаты по финансово-промышленной и инвестиционной политике при поддержке журнала «Банковское дело» и Национальной инвестиционной платформы провел в онлайн-формате круглый стол на тему: «Развитие небанковских источников финансирования».
Попадут ли вкладчики на платформы?
Модератором круглого стола выступил Владимир Гамза, председатель совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике. Он подчеркнул, что Банк России обратился к участникам рынка, в том числе и к ТПП РФ, с просьбой представить ему предложения о возможных сегодня в России альтернативных вариантах небанковского финансирования малого и среднего бизнеса (МСБ), а также о том, какие законодательные и регуляторные изменения необходимы для продвижения новых способов финансирования.
Сергей Лещенко, заместитель руководителя проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» аналитического центра при Правительстве России, рассказал, что обсуждение методов небанковского кредитования сейчас активно идет среди участников рынка. Предлагаются такие меры как налоговое стимулирование для краудфандинговых платформ в различных формах, поддержка краудфандинговых площадок в проведении экспертизы проектов и в отборе качественных проектов, а также проведение широкой пиар-компании по привлечению частных инвесторов в краудфандинговые проекты. Предлагается такой проверенный метод как привлечение в проекты якорных инвесторов, которые после тщательного анализа бизнес-плана инвестируют в проект 40%-60% от требуемой суммы средств. Остальные средства инвестируют небольшими суммами миноритарные инвесторы, знающие, что глубокий анализ проекта был уже проведен профессионалами, которые вложили в него свои деньги.
Сергей Безделов, заместитель председателя совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, основатель Национальной инвестиционной платформы, обратил внимание, что за первое полугодие по статистике Банка России вкладчики забирают часть валютных средств из банков, так как проценты по вкладам банками предлагаются очень низкие. Именно для частных инвесторов сейчас актуальны вложения через краудфандинговые платформы, в микрофинансовые организации, а также в ценные бумаги на фондовом рынке. Доходность таких вложений сегодня достигает 20%-30% годовых. Для стимулирования прихода массового инвестора на краудфандинговые платформы необходимо законодательно предоставить для таких инвестиций налоговые льготы, например, меры, аналогичные работающим сегодня для индивидуальных инвестиционных счетов. Также желательно шире использовать возможности дистанционной регистрации сделок.
Доверие и рейтинги
Евгений Шулепов, депутат Госдумы, председатель экспертного совета по небанковским финансовым организациям, отметил, что законодатели сегодня активно работают над повышением надежности и прозрачности инвестиций в кредитные кооперативы, лизинговые компании, микрофинансовые организации. Пришло время заняться и совершенствованием законодательства, касающегося развития краудфандинговых платформ.
Юрий Божор, начальник управления службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, рассказал, что Банк России понимает необходимость небанковских форм финансирования бизнеса и уделяет большое внимание развитию этого направления.
Проблема с получением средств на бизнес-проекты компаниями малого и среднего бизнеса существует и хорошо знакома Банку России. Часто бывает, что на ранних стадиях проекта, когда сам проект уже разработан, для получения кредита в банке у компании МСБ нет имущества для оформления залога. За рубежом на этом этапе к проекту подключаются венчурные инвесторы. У нас же этот рынок еще недостаточно развит по ряду причин, например, из-за сложности реализации инвестором доли в уже запущенном бизнес-проекте.
Федеральный закон о краудфандинге №259-ФЗ уже вступил в силу, несколько краудфандинговых площадок уже заработали. Однако закон нуждается в доработке с учетом замечаний участников рынка. Развитие небанковского финансирования сделает средства для компаний МСБ не только более доступными, но и более дешевыми.
Алина Розенцвет, генеральный директор «Национального рейтингового агентства», считает, что подготовленный Банком России доклад о развитии альтернативных механизмов инвестирования и его широкое обсуждение в профессиональной среде сыграют важную роль для развития этого направления инвестиций. Однако для частного инвестора важен фактор доверия, именно недостаток доверия может быть препятствием для привлечения средств. И тут важную роль могут сыграть рейтинговые агентства, оценивая как надежность самих краудфандинговых площадок, так и тех инструментов, которые на них торгуются.
Сегодня предприятия МСБ пока еще не могут себе позволить полные рейтинговые процедуры из-за недостатка средств, особенно если речь идет о совсем небольших компаниях. Поэтому необходимо создать подходящий для этой категории бизнеса механизм оценки риска. Например, выработать стандарты документации, которую компания размещает на краудфандинговой площадке и которую смогут проанализировать рейтинговые агентства.
Пенсия – в венчуры
Алексей Басов, заместитель генерального директора «Российской венчурной компании», рассказал, что возглавляемая им компания фокусируется на инструментах венчурного финансирования. И сейчас нужно обратить внимание на набор изменений, которые позволяют негосударственным пенсионным фондам (НПФ) инвестировать в рыночные инструменты, прежде всего в венчурные фонды. Это позволит повысить доходность пенсионных накоплений для будущих пенсионеров. Многие сегменты финансового рынка ждут сегодня длинных денег, которые в нужных объемах есть только у НПФ. Аналитиками «Российской венчурной компании» подготовлен набор конкретных рекомендаций и исследования, обобщающие мировые практики участия НПФ в рынке прямых и венчурных инвестиций. Воплощение в жизнь этих рекомендаций будет способствовать развитию российского финансового рынка.
Дмитрий Александров, заместитель директора инвестиционной группы «Универ», поделился своим опытом по привлечению средств компаниям с помощью выпуска облигаций. За последние два года инвестиционная группа «Универ» участвовала в размещении 20 выпусков облигаций компаний. Средний доход для инвесторов составил 11%-13% годовых. Для бизнеса это сопоставимо со ставками по банковским кредитам, но при выпуске облигаций компании в отличие от банковского кредитования не нужно наличие и оформление залога.
Сферы деятельности компаний, привлекающих средства с помощью выпуска облигаций, самые разные – от медицины до отельного бизнеса. Покупатели до 60% от выпущенных облигаций – это физлица, значительную долю облигаций выкупает МСП банк. Это трансляция напрямую в реальный сектор денег частных инвесторов, которые ранее размещали свои накопления на банковских вкладах.
Расходы компании на размещение облигаций составляют до 3 млн. рублей, поэтому компаниям экономически целесообразно привлекать таким образом суммы начиная примерно со 150 млн. рублей. Однако если выпускающая облигации компания подпадает под государственные программы субсидирования, то затраты на выпуск облигаций будут меньше, соответственно меньше будет и та сумма, которую целесообразно привлечь. Поэтому важно расширение государственных программ по стимулированию подобного рода операций.
Не сравнить с кредитами
Дмитрий Шевченко, исполнительный директор «Ассоциации факторинговых компаний», обратил внимание участников конференции, что сегодня факторингом в России занимаются либо банки, либо факторинговые компании, принадлежащие банкам. В стране 15 тысяч компаний пользуются услугами факторинга, за 1 полугодие 2020 года бизнесу было выплачено 1,5 трлн. рублей.
Что касается ставок, то процентные ставки по факторингу не следует сравнивать со ставками по банковским кредитам. Факторинговые операции обычно имеют короткий срок – от 30 до 90 дней, при этом не оформляется в залог имущество в отличие от банковского кредитования.
Для сферы факторинга сегодня актуален вопрос упрощения и удешевления электронного документооборота между компаниями, особенно если речь идет о совсем малых компаниях, которые сейчас в основном ведут только бумажный документооборот, а также получения факторинговыми компаниями доступа к государственным электронным системам, в частности к системе госзакупок.
Что касается привлечения денег в факторинг через инвестиционные платформы, то пока ставки привлеченных таким образом средств для факторинговых компаний слишком высоки. Ведь ставки по банковским кредитам уже значительно снизились вслед за снижением ключевой ставки Банком России.
Евгений Царев, директор НП «Лизинговый Союз», подчеркнул, что основной источник фондирования лизинговых компаний сегодня – это кредиты банков. Отрасли очень не хватает альтернативных возможностей финансирования. Однако лизинг пока сложно финансировать с помощью средств, привлеченных через краудфандинговые платформы. Ведь лизинговая компания должна очень быстро реагировать на заявку клиента, и быстрее банков рассматривать проект. А краудфандинг пока предполагает существенные затраты времени на сбор средств. Процент привлеченных средств по краудфандингу тоже может оказаться пока слишком высоким для лизинговых компаний.
Соинвестор лучше, чем краудфандинг
Даут Хайруллин, председатель Совета СРО МФО «Единство», обратил внимание участников конференции, что сегодня для привлечения инвесторов из регионов важно правильно преподнести, сделать доступным понимание процесса краудфандинга массовым инвестором. Например, слова соинвестор, соучредитель гораздо ближе и понятнее людям, чем краудфандинг. Второй важный вопрос – доверие к платформам краудфандинга. Очень желательно, чтобы краудфандинговые платформы представляли на рынке люди известные в финансовой отрасли и с хорошей репутацией, так как деньги сегодня чаще всего несут на имя. Пока же частные инвесторы в регионах с бОльшей охотой вкладывают средства в недвижимость, чем в малопонятные им проекты.
Марина Нестеренко, заместитель главного редактора журнала «Банковское обозрение», и Вениамин Каганов, директор Ассоциации развития финансовой грамотности, отметили, что сегодня важно рассказать как можно более широкому кругу людей о появляющихся на финансовом рынке новых возможностях инвестирования.
По итогам круглого стола советом Торгово-промышленной палаты по финансово-промышленной и инвестиционной политике будут оформлены и направлены в Банк России предложения участников по развитию отрасли коллективных инвестиций.
Москва.
обсуждение