При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
19 апреля в Москве, во второй день 6-й межотраслевой конференции Scoring Days-2018, обсуждали готовность российских банков начать сбор биометрических данных не позднее 30 июня 2018 года.
К середине лета каждый банк, который работает с физическими лицами, должен быть готов к приёму биометрических данных с последующей передачей их в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Банк России определил норматив присутствия на территории каждого федерального округа отделений и иных структурных подразделений банка, в которых должна будет совершаться процедура по заведению биометрических шаблонов и созданию профиля в ЕСИА. Изначально предполагалось, что поставлять биометрические данные в ЕСИА будут только специальные уполномоченные банки, однако теперь банком-донором может стать любой банк, участвующий в системе страхования вкладов.
- Могу сказать, что на сегодня мы находимся в стадии, которая близка к финализации, вовсю идёт тестирование, решаются правовые аспекты, обустраиваются специально оборудованные «окна» в банковских офисах, - сообщил Андрей Емелин, председатель Национального совета финансового рынка.
Для нас, клиентов, передача биометрических данных будет абсолютно бесплатна. Банк-пользователь, который захочет приобрести биометрию, должен будет заплатить 200 рублей. 100 рублей получит банк-донор – кто брал эту биометрию. 100 рублей получит Ростелеком, который, в свою очередь, будет рассчитываться из этой суммы с вендорами и другими участниками единой базы. Таким образом, во взятии биометрических образцов будет заинтересован любой банк – он будет пожизненно впоследствии получать свои 100 рублей за каждый запрос по клиенту.
ЕСИА станет максимально достоверной базой данных о конкретном клиенте. После того, как клиент отправил свои биометрические данные в систему, любое взаимодействие между ним и любым банком будет осуществляться на основе простой электронной подписи. Таким образом, граждане смогут открывать счета удалённо, без визита в банк.
Вопросы безопасности при её функционировании с самого начала, как заверил Андрей Емелин, были на первом месте.
- Мы сделали так, чтобы максимально обезопасить сохранность этих данных, - отметил Емелин.
Лучшие мировые практики
Иван Беров, директор по цифровой идентичности Ростелекома, в свою очередь объяснил собравшимся, что при создании системы были использованы «лучшие мировые практики» чтобы нейтрализовать попытки мошенничества с помощью различных эмуляторов голоса и изображения.
С особым вниманием участники конференции слушали доклад от представителя Тинькофф Банка – поскольку у банка нет отделений, а нужно будет организовать качественный сбор аудио- и видеоданных.
Передавая слово Артему Харченко, руководителю отдела предотвращения мошенничества Тинькофф Банка, Емелин заметил, что на Тинькофф сегодня с надеждой смотрят многие банки, интересуясь его опытом.
На Тинькофф Банк смотрят с надеждой
Тинькофф банк стал одним из первых банков в России, который начал применять в своей работе биометрическую идентификацию.
- Биометрия оказалась очень эффективной, и мы зафиксировали снижение мошенничества в шесть раз. Аутентификация клиента по телефону раньше занимала 60 секунд, теперь – 15. Мы снизил влияние «человеческого фактора», серьезно экономим телефонный трафик и так далее, - рассказал Артем Харченко.
В инструкциях для сотрудников Тинькофф Банка при подготовке презентаций прописано обязательное упоминание таких эпитетов, как «лучший», «первый», «самый эффективный» и так далее. Однако, как ни странно, Артем Харченко заговорил о «некоторых трудностях» при подготовке к сбору биометрии.
- Раньше мы встречались с клиентом там, где ему удобно. Однако одно дело брать образцы биометрии в метро и совсем другое дело на квартире. Поэтому нам придётся теперь пересмотреть свою политику и просить клиента назначать встречу в более подготовленном для снятия биометрии месте, - признался Артем Харченко.
Словом, метро теперь вряд ли подойдёт для этих целей.
О готовности «номер один» к приёму биометрии Почта Банк заявили на конференции сразу два человека - Андрей Шурыгин, руководитель дирекции биометрических технологий и Павел Гурин, советник председателя правления. О том, что и в Банке «Хоум Кредит» всё хорошо рассказала Светлана Напорова, директор департамента риск-процессов этого банка.
Из зала участников круглого стола спросили, когда государство разрешит доступ к ЕСИА и биометрии другим участникам финансового рынка – микрофинансовым компаниям, кредитным кооперативам, ломбардам и так далее.
Андрей Емелин ответил, что на первом этапе система будет работать с банками, затем придёт очередь других участников финансового рынка:
- Думаю, что второй этап начнётся не ранее, чем через год. Однако представители микрофинансовых компаний уже активно участвуют в нашей работе, готовятся.
Москва.
обсуждение