При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ассоциация российских банков направило в ЦБ предложения о принятии отдельного закона о защите прав потребителей финансовых услуг. Это связано с тем, что количество жалоб россиян на работу банков постоянно растёт и приближается к 300 тыс. в год в то время, как количество жалоб в Роспотребнадзор раз в десять меньше.
Официальное письмо за подписью Гарегина Тосуняна, главы АРБ, направлено регулятору 4 июля 2017 года, но сама идея озвучена год назад – перед Международным финансовым конгрессом в Санкт-Петербурге.
- Все это время мы пытались перевести его в публичную сферу, но не было возможности. Но во второй половине прошлого года ЦБ начал строить элементы системы поведенческого надзора и вопросы законодательного обеспечения и регулирования встали еще острее, - рассказал порталу Finversia.ru причины появления официального письма вице-президент АРБ Эльман Мехтиев.
- Да и динамика жалоб последних лет показывает, что формула vox populi vox dei подтверждается и в этот раз, - количество жалоб и обращений в ЦБ давно уже превышает 200 тысяч в год и подбирается к 300 тысячам, в то время как количество обращений и жалоб в Роспотребнадзор не достигает даже 30 тысяч, - добавляет Мехтиев.
Запуск элементов поведенческого надзора, разумеется, не единственная причина. В АРБ признают, что у россиян невысокий уровень доверия к банковской системе, а, чтобы его повысить нужно не только предпринять шаги в отдельных горячих «горячих» сферах (например, обсуждаемое создание единого реестра вкладчиков), но и совершенствовать законодательство в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Если будет принят отдельный закон, то удастся, по мнению руководства АРБ, устранить дублирование надзорных органов по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Не понадобится в этом случае и расширять нормы действующего закона о защите прав потребителей на финансовую отрасль. Новый закон позволит сократить затраты финансовых компаний на судебные тяжбы и, как говорится в письме в ЦБ, на «неоправданно высокие выплаты по штрафам, в том числе и в пользу обществ защиты прав потребителей».
Разумеется, не забыли и о выигрыше самих потребителей. Они будут защищены надлежащим образом, полагают в АРБ, поскольку регулятору и надзорному органу будет проще целенаправленно решать спорные вопросы, а финансовым компаниям – проще «в условиях правовой определённости совершенствовать существующие услуги и условия их предоставления, а также развивать новые услуги».
Роль того самого регулятора и надзорного органа отводится Банку России. Впрочем, как заметил Эльман Мехтиев, это единственный возможный сценарий.
- В некоторых странах органы поведенческого надзора за участниками финансового рынка отделены от органов пруденциального надзора, а в некоторых они существуют под общей крышей, - обрисовал он возможные варианты.
АРБ просит главу Банка России Эльвиру Набиуллину поддержать предложения и дать соответствующие указания профильным департаментам и службам Банка России о работе над текстом такого законопроекта. Если предложение будет принято, что разработать и принять закон о защите прав потребителей финансовых услуг можно будет в 2018-2019 годах. На создание единого надзорного органа – в случае если он потребуется отдельно – уйдет еще два года.
- Мы надеемся, что при должной подготовке текста законопроекта и при поддержке законодателей и профильных органов государственной власти, закон может быть разработан и принят достаточно быстро, - надеется Эльман Мехтиев.
Москва.
обсуждение