Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Банкострахование: разгул мисселинга закончился

Аа +
+1 -0

Лейтмотивом конференции «Банкострахование-2019», которую провели 18 июня аналитическое агентство «БизнесДром», журнал «Банковское обозрение» и медиа-информационная группа «Страхование сегодня», стало понятие мисселинга, о котором вспоминали как о постыдной и уже отошедшей в прошлое практике.

Конференцию открыл генеральный директор «БизнесДром» Павел Самиев, который привёл рыночную статистику. По итогам прошлого года доля банковского канала продаж страховых продуктов составила 37%. «Это сегмент рынка, который, несмотря на пессимистичные прогнозы, продолжает расти» – отметил Павел Самиев. При этом страхование жизни, скорее всего, покажет отрицательный прирост по итогам года, как это уже произошло по итогам первого квартала. Но доля страхования жизни всё равно останется лидирующей в объеме всего банкострахования, прогнозирует Самиев. 60% банковских видов страхования сейчас составляет некредитное страхование. Несмотря на очевидное замедление роста, банкострахование продолжит расти быстрее страхового рынка в целом.

Выступавший следом вице-президент Ассоциации «Россия» Алексей Войлуков напомнил, что, по данным правозащитников, банковские комиссии при приобретении страховых продуктов достигают 90%. Такой уровень комиссионных сборов эксперт назвал неоправданно высоким.

Корень зла обнаружен

– Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), накопительное страхование жизни НСЖ И индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС)… Как только эти три продукта начали развиваться, мы чаще стали слышать такой термин, как «мисселинг», – сказал Георгий Никонов, заместитель начальника управления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

Мисселинг как таковой представляет собой не только некорректную продажу финансовых продуктов без разъяснения их ключевых особенностей, но и навязывание не нужных клиенту дополнительных услуг. По словам представителя Банка России, доля жалоб на навязывание допуслуг при заключении договоров достигает 21% от всех жалоб на потребительское кредитование.

Решение проблемы регулятор видит во внедрении поведенческого надзора. «В последнее время мы начали активно использовать 3D-встречи – страховой организации, кредитной организации и Банка России», - сказал Георгий Никонов. По его словам, такой формат возымел результат.

Все грани недобросовестных практик на карандаше у ВСС

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Элла Платонова представила слайды, на которых были перечислены основные виды мисселинга и недобросовестных практик в страховании. К первым в ВСС относят: агрессивную продажу флагманских продуктов, навязчивые кросс-продажи, высокое агентское вознаграждение, некорректную информацию об условиях. Ко вторым: «фейковые» сайты страховщиков, фальшивые полисы, недействующие агенты, автоюристов, «липовые» ДТП, сокрытие обстоятельств страхового случая. Способы решения обозначенных проблем заключаются во внедрении базовых стандартов и маркетплейса, а также в дополнительном воздействии ЦБ (возможном введении паспорта страхового продукта и сценария продаж). Кроме того, эффективной мерой влияния на ситуацию может стать повышение финансовой грамотности населения.

Социальная польза НСЖ и возвратного страхования

Владимир Черников, генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь», напомнил, что доля страхования жизни в объёме всего страхового рынка в развитых странах составляет 50%, а в России – всего 30%. «Есть куда двигаться», - неоднократно повторил он в течение своего довольно эмоционального выступления.

Наибольшие надежды Владимир Черников возлагает на накопительное страхование жизни, которое он назвал «ипотекой наоборот». Но для развития этого продукта существуют серьёзные преграды. Значительная часть населения настроена на потребление «здесь и сейчас», и не видит смысла в накоплениях. Кроме того, растёт закредитованность граждан, и сбережения многие не могут делать чисто физически.

Владимир Черников призвал страховщиков развивать возвратное страхование (в сегментах КАСКО, ДМС и других), назвав это важной социальной миссией.

Конференция «Банкострахование-2019»
Конференция «Банкострахование-2019»
Фото: Банковское обозрение

«Эксперт РА»: «Прогноз наш пессимистичный»

Ксения Звонарёва, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Уралсиб-страхование», описала преимущества, которые создаёт цифровизация для потребителя страховых услуг.

Управляющий директор отдела страховых и инвестиционных рейтингов агентства «Эксперт РА» Алексей Янин представил результаты исследования рынка банкострахования по итогам 2018 года и дал прогнозы на будущее.

- Прогноз наш пессимистичный: мы считаем, что рынок банкострахования сократится на 12-14% по итогам этого года, при этом ИСЖ рухнет на все 50%, - сказал Алексей Янин.

В качестве основной причины этих процессов он назвал продолжающуюся борьбу с мисселингом, которую ведёт и Банк России, и сами участники рынка.

Невысокая доходность ИСЖ и телемедицина

Мария Саенко, начальник управления развития страховых продуктов банка «Открытие», напомнила: лишь 6% клиентов, купивших полисы ИСЖ, получили по ним годовую доходность выше, чем по депозитам. Сделать с этим глобально ничего невозможно, уверена Мария Саенко, кроме того, что объяснять клиентам различия между депозитами и страховыми продуктами с защитой капитала.

«В продукте обязательно должен быть понятный актив. Особенно это важно для массового потребителя» - добавила Мария Саенко.

Следующий докладчик был единственным, кто представлял сервисных провайдеров страховых компаний.

- Машину можно сдать в trade-in, а организм свой в trade-in не сдашь. О нём нужно заботиться, чтобы чувствовать себя комфортно на протяжении всей жизни, - начал своё выступление генеральный директор медицинской компании «Доктор рядом» Денис Швецов.

Получив доступ к продукту «Телемедицина», который часто приобретается юридическими лицами для своих сотрудников, люди начинают постоянно обращаться за консультацией к врачу. По статистике «Доктор рядом», это происходит от двух до тридцати раз в год.

Низкая финансовая грамотность и уменьшение конкуренции

Выступление начальника управления по работе с банками дирекции розничного бизнеса «Ингосстрах» Романа Варламова было достаточно резонансным, хоть он и признался, что не готовился. По словам эксперта, отсутствие финансовой грамотности населения позволило банкам вместе со страховыми компаниями несколько лет собирать огромные доходы от продаж ИСЖ. «Совместная работа над повышением некоего общего базиса финансовой грамотности наших клиентов – это историческая необходимость. Период дикого капитализма прошёл», - обратился к коллегам по рынку Роман Варламов.

- К сожалению, у нас уменьшается количество банков, количество страховых компаний, и – закон математики – уменьшается конкуренция. Уменьшение конкуренции никогда ни к чему хорошему не приводит, - сказал председатель правления «Проминстрах» Валерий Курганов.

По мнению эксперта, после истории с ИСЖ важно не допустить «мисселинга-2», связанного с некорректной продажей какого-нибудь другого страхового продукта.

Дружественный батл

Конференция продолжилась батлом «Эволюция продуктов в банкостраховании: коробочные продукты vs индивидуальные пакеты». Команду «А» представляли: заместитель генерального директора «ИНКОР Страхование» Андрей Зайцев, руководитель коммерческого департамента Европейской Юридической Службы Александр Куликов, основатель группы компаний «ПРАВОКАРД» Николай Тюрников и Артем Близнюк, независимый эксперт. Команда доказывала пользу коробочных страховых продуктов. Команда «Б», напротив, выдвигала аргументы за индивидуальный подход к клиентам. В неё вошли: Ксения Звонарёва, исполнительный директор департамента по работе с банками «ВСК» Станислав Падалко, генеральный директор «БКС Страхование жизни» Андрей Дроздов и Антон Арнаутов, генеральный директор FinTech Lab.

Арбитром выступил профессор, директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.

Андрей Дроздов призвал коллег по рынку стремиться к такому уровню обслуживания, которые предоставляют некоторые кафе своим постоянным клиентам. Человек должен приходить в свою страховую компанию и слышать: «Вам как обычно?». И получать то, что ему нужно, по аналогии с тем, как в кафе ему без лишних вопросов принесли бы его любимый капучино с корицей.

Команда противника в лице Николая Тюрникова возражала, мол, быстро, эффективно и недорого обучить федеральную сеть большой страховой компании – задача из разряда фантастики, поэтому коробочные продукты – гораздо более приближенный к реальности вариант.

Дискуссия проходила в три раунда и завершилась ничьей. Эксперты сошлись на том, что коробочный продукт – это то, с чего клиент может начинать взаимодействие со страховой компанией, а персонализированные услуги – то, чем логично это взаимодействие продолжить. При этом главным преимуществом «коробки» является цена, а индивидуального продукта – его польза для конкретного клиента.

Москва.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »
+1 -0
2075
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)