При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ни один институциональный инвестор в мире не может обойтись без альтернативных активов в своём портфеле. Из-за того, что они обгоняют по доходности традиционные биржевые инструменты и намного менее волатильны последних. Впрочем, главным недостатком «альтернативы» является её невысокая ликвидность.
Инвестиционная компания «Атон» организовала онлайн-лекцию Павла Никонова, эксперта по альтернативным инвестициям компании, на тему альтернативных инвестиций.
Альтернатива занимает центральное место в портфелях
Несмотря на «обидное» название, альтернативные активы занимают центральное место в инвестиционных портфелях крупнейших инвесторов, прежде всего, институциональных.
– Правильно было бы называть традиционные инструменты альтернативными, а не наоборот, как это есть, – пошутил Павел Никонов, открывая встречу.
Принято считать, что традиционные активы – это активы, которые торгуются на публичном рынке, к ним относятся акции, долговые бумаги, а также денежные средства. Публичные активы отличаются, прежде всего, высокой ликвидностью. Многие думают, что альтернативные инвестиции вообще не имеют ликвидности, но это ошибочное мнение.
Более того, «альтернатива» занимает центральное место в портфелях, например, family offices: 44% – больше, чем в акциях/облигациях. То же самое можно сказать о структуре портфелей четырёх самых крупных американских университетских эндаументов. В среднем доля традиционных активов в их портфелях не превышает 29%.
Йель, Стэнфорд
Но что с результатом? Доходность фонда Йельского Университета сильно опережает индекс S&P-500. Динамика портфеля составила 11,7% в среднем в год, волатильность – на уровне 12,3%. В то время, как у S&P-500 – 8,3% и 15,1% волатильности начиная с 1997 года.
Структура портфеля фонда Stanford University, объёмом почти $30 млрд, выглядит следующим образом: 27% – акции, 8% – облигации и наличность, 30% – прямые инвестиции, 8% – недвижимость, 20% – хедж-фонды и 7% – сырье. Доходность фонда за 10 лет составила 10,2% ежегодно.
Недвижимость – главная альтернатива
Главным альтернативным активом является недвижимость. Доходность недвижимости в среднем превышает доходность по индексу S&P-500 Total Returns, то есть с учётом реинвестирования дивидендов. Динамика недвижимости в среднем не зависит от того, что происходит на организованных биржевых торгах. Например, в феврале-марте 2020 года – во время карантина – лучше всего себя чувствовала так называемая промышленная недвижимость. Этот вид актива был даже в хорошем плюсе. Не повлиял кризис так же и на сектор жилой недвижимости. Пострадал гостиничный сегмент и торговый сегмент.
Секрет роста цен в секторе промышленной недвижимости связан с ростом интернет-траффика в период самоизоляции. Как следствие вырос спрос на дата-центры, на площади для облачных сервисов и так далее. Развитие интернет-торговли так же провоцирует повышенный спрос на площади – для складов товаров.
– Спрос на промышленную недвижимость – устойчивый тренд на ближайшее десятилетие, как минимум. Кроме того, рост будет и в секторе жилой недвижимости, особенно загородной. Во время последнего карантина люди увидели, что можно работать удалённо, – объясняет эксперт.
Доходность инвестиций в индекс Case Schiller US National Home Price Index в среднем с 1997 года составила 9,3% против 8,3% по индексу S&P-500 Total Returns.
Прямые инвестиции
Второй по значимости вид альтернативных инвестиций – прямые инвестиции или private equity. Прямые инвестиции делят на инвестиции с выкупом с привлечением финансирования (самый большой сегмент), венчурные инвестиции (самый рискованный, но и самый доходный вид инвестиций), а также так называемые инвестиции растущей фазы.
– С начала 2000-х годов доля публичных компаний сильно уменьшилась. Сегодня частных компаний больше, чем публичных. Выход компаний через IPO занимает небольшое место. На первом месте – поглощение публичных компаний и превращение их в непубличные. На втором месте – так называемые вторичные выходы. Это когда вторые фонды покупают у первых компании и дальше продолжают с ними работать.
Частное кредитование
Третьим по значимости видом альтернативы выступает частное кредитование. Речь идёт о предоставлении непубличного кредита компаниям и проектам. Основные стратегии: ипотечное кредитование, проблемный долг, прямое кредитование и мезонинное финансирование. Доходность private credit составляет 6,5-22,5%.
Хедж-фонды
Четвёртый вид – хедж-фонды. Как и недвижимость, хедж-фонды менее всего чувствительны к циклическим кризисам. Главный тренд в этой индустрии – алгоритмическая торговля.
Среднегодовой доход лучших алгоритмических фондов следующий:
- Two Sigma Spectrum – 8,7%
- DE Shaw Composite – 9,9%
- Millennium – 9,6%
- S&P-500 Total Return – 8,5%
50х50
Павла Никонова спросили, какую долю альтернативных инвестиций стоит держать в портфеле?
– Всё зависит от потребностей инвестора. Если ему нужно иметь ликвидные активы, то доля альтернативы не должна превышать 30%. В среднем же я бы рекомендовал долю в 50%, – ответил эксперт.
Представитель «Атона» рекомендует максимальную диверсификацию. Например, стоит распределить портфель следующим образом: 20% – в недвижимости, 20% – в хедж-фондах, 20% – в акциях и так далее.
По его словам, чтобы сформировать «совсем правильный портфель», у инвестора должно быть минимум $2 млн. Однако портфель можно сформировать, начиная с $100 тысяч.
Москва.
обсуждение