При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Форум «Страховой бизнес в эпоху перемен» 1 ноября не случайно прошел именно в Digital October. Страхование, как и другие отрасли финансового рынка, медленно, но верно переходит в «цифру». Но не это главное на повестке дня страховых компаний. Их головная боль – убыточность отдельных видов страхования, а также нововведения, связанные с регулированием.
Организаторами форума выступили АСН и БизнесДром. Модератор первой сессии, генеральный директор БизнесДром, управляющий директор НРА Павел Самиев предоставил слово заместителю председателя Банка России Владимиру Чистюхину.
- Несмотря на большое количество проблем, которые традиционно преследуют страховую отрасль, мы видим неплохие тренды, - сказал представитель регулятора.
Прирост рынка за первую половину 2017 года составил 10%. Отношение прибыли к капиталу (ROE) – 19%. Это намного выше, чем в банковском секторе, подчеркнул Владимир Чистюхин. Правда, к данному сравнению надо подходить с осторожностью. Банки в последнее время, как известно, увеличивали резервы. Кроме того, были случаи банкротства и санации, которые также «убивали прибыль», напомнил представитель регулятора.
Космический потенциал
В драйверах роста страхового рынка значатся два сегмента – это автоКАСКО и страхование жизни. Владимир Чистюхин подробно остановился на втором.
- Нам хотелось бы лучше понимать бизнес-модели тех компаний, которые занимаются данным видом деятельности. Мы озабочены проблемой раскрытия информации. Мы озабочены проблемой будущих выплат, которые предстоят через определенный период времени, и хотим понимать, заработали что-то застрахованные или нет. 2018 год, думаю, будет посвящен теме страхования жизни очень плотно, - заявил зампред Центробанка. – Сравнительный анализ, который мы провели, показал, что в схожих отраслях – в области паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информация раскрывается больше. И нам кажется, что страховщики жизни здесь не должны отставать.
Владимир Чистюхин также обозначил перспективу внедрения долевого страхования жизни.
По словам зампреда Центробанка, обсуждается возможность подготовки консультативного доклада о мошенничестве в финансовой сфере. «Изначально мы думали сосредоточиться только на страховых вопросах, но быстро стало понятно, что это касается многих и многих сегментов финансового рынка – и банковского, и микрофинансового, и рынка ценных бумаг. Думаем, что это будет серьезная работа, она займет не менее полугода, и мы выйдем с какими-то предложениями, каким образом финансовому рынку защищаться от мошенничества. Одних усилий правоохранительных органов здесь явно недостаточно».
- Вряд ли мы сможем побороть это явление, но каким-то образом уменьшить потери и повысить доверие потребителей к страховым компаниям и страховых компаний к потребителям, я надеюсь, сумеем, - выразил осторожный оптимизм Чистюхин.
Представитель регулятора уделил внимание финтеху в области страхования, назвав огромным потенциал InsureTech и упомянув такие его проявления, как телематика и электронные полисы ОСАГО. «Одно только страхование кибер-рисков – это, мне кажется, целая планета, которой стоит заниматься», - сказал представитель Центробанка.
Лучше иногда падать, чем никогда не летать
Владимир Чистюхин также уделил внимание вопросам регулирования. Он осветил массу нововведений, которые касаются страхового рынка.
- В 2018 году мы точно должны закрыть тему санации страховых компаний, мы много об этом говорили. И не потому, что завтра нас ожидают какие-то крупные банкротства, а для того, чтобы иметь всю широту инструментария. Страховой рынок в этом смысле ничем от банковского не отличается. Нам всегда важно иметь средства last resort, которые Банк России может использовать для сохранения социальной стабильности в тех или иных регионах и в стране в целом, - поднял важную тему Чистюхин.
В завершение своей речи зампред ЦБ отметил, что количество поднадзорных, очевидно, будет уменьшаться.
Из зала поинтересовались, не будет ли лучшим решением направить государственные деньги, вместо санации, на «создание платформы для тех, кто хочет работать на данном рынке». К сожалению, альтернативы санации в некоторых случаях не существует, ответил Владимир Чистюхин.
«Лучше иногда падать, чем никогда не летать», - прокомментировал тему возможной санации страховых компаний Игорь Жук, директор департамента страхового рынка Банка России, который получил слово следом за Владимиром Чистюхиным. Глядя на свою презентацию, он сделал уточнение: «На рынке уже 235 компаний. Пока готовили презентацию, одна компания нас покинула».
После своего выступления Игорь Жук получил из зала вопрос, касающийся перехода страховых компаний на единый план счетов.
- Переход состоялся? Как вы его оцениваете?
- На тройку, - ответил Игорь Жук.
Владимир Чистюхин, выслушав ответы своего коллеги на вопросы зала, предался воспоминаниям:
- Я помню, как один из топ-менеджеров «Открытия» сказал, что не будет переходить на XBRL, и чтобы мы сразу выписали ему штраф. Ну и что? Ну и что теперь? Теперь он будет переходить на XBRL…
Негативное информационное поле
Игорь Юргенс, президент РСА, президент ВСС с ходу предъявил претензию организаторам. «Четыре минуты мне дают на выступление. Мне этого категорически не хватит. И пять не хватит. Надзор говорил полчаса, а ВСС дают четыре минуты. Владимир Викторович вот, я вижу, меня поддерживает, - сказал Юргенс, повернувшись к Чистюхину. – Он прогрессивный человек».
После этого Игорь Юргенс перешел к делу.
– Накоплено негативное информационное поле вокруг отрасли. Оно копилось двадцать лет, – с грустью констатировал президент ВСС.
Информация о крупных выплатах, например, по авиационной отрасли, до населения не доходит. Широкую огласку, по словам президента ВСС, получают как раз негативные прецеденты.
Заместитель руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Ольга Крайнова сообщила, что большинство жалоб на страховщиков, поступающих в ЦБ, связаны с предоставлением услуг ОСАГО (87%). Часть из них обусловлена навязыванием дополнительных услуг в процессе заключения договора ОСАГО – например, страхования жизни и страхования имущества.
Юрий Бугаев, председатель совета АПСБ, рассказал о предстоящем утверждении двух профессиональных стандартов.
Начали за здравие, закончили за упокой
Павел Самиев поздравил с 70-летием компанию Ингосстрах и предоставил слово ее генеральному директору Михаилу Волкову.
- 70 лет будет 16 ноября, заранее не поздравляют, - пошутил Волков.
- 70 лет – это не шутки, - сказал модератор и призвал зал воздать должное аплодисментами. Затем он попросил генерального директора Ингосстраха рассказать о перспективах диджитализации рынка. «Мы здесь все о проблемах говорим, давайте теперь о перспективах», - предложил Павел Самиев. Но Михаил Волков не внял призыву модератора.
- Конференцию назвали так аккуратно, «… в эпоху перемен». Раньше мы это называли кризис. И я считаю, что от состояния кризиса мы никуда не ушли, - сказал Волков. Он напомнил, что убыточность по некоторым видам страхования составляет «более 100%», и предпочел не называть более точные цифры.
По словам Михаила Волкова, кризисная ситуация не позволяет страховщикам выделять достаточно средств на интересные телематические проекты, а также на проекты, связанные с Big Data. Препятствие на пути диджитализации состоит еще и в том, что ИТ-специалисты заняты решением проблем ОСАГО.
«Если мы не решим проблему с ОСАГО, то, что бы мы ни делали, какие бы пиар-возможности ни использовали, сообщество потребителей нас любить все равно не будет», - предупредил Михаил Волков.
Президент НПК Николай Галушин, в свою очередь, сообщил:
- Делая презентацию, я посмотрел на наш рынок глазами инвестора, инвестора иностранного. Мы по всем параметрам очень далеки от стран с сопоставимым показателем ВВП. Мы отстаем как по рынку страхования жизни, так по другим видам страхования. Катастрофически мал вес страховых компаний в ВВП страны (1,7%).
В долларовом выражении происходит «уверенное снижение темпов роста», отметил Галушин, комментируя слайд о динамике роста объемов российского страхового рынка.
Он назвал текущую ситуацию депрессивной. «Все всполохи активности, которые происходят на страховом рынке, связаны с деятельностью государства», - заверил спикер.
Николай Галушин призвал «встать под знамена ВСС» и вести диалог с государством, с Банком России об изменении роли страхового рынка в экономике страны и о его «полной перезагрузке».
Исполнительный директор «МАКС» Андрей Мартьянов согласился с пессимистичными оценками предыдущих ораторов:
- За исключением некоторых видов страхования жизни, страховой рынок находится в кризисе.
По его словам, в частности, убыточность ОСАГО «зашкаливает за 200-300%».
Игорь Фатьянов, директор компании «Зетта Страхование», председатель комитета по мошенничеству при ВСС, сконцентрировался на проблеме мошенничества со стороны клиентов. Среди сегментов здесь «лидирует» ОСАГО (около 30% всех случаев мошенничества). Самые малочисленные случаи мошенничества зафиксированы в сегменте страхования жизни (2%).
Но и сами не святые
- Я специально посмотрел данные по всем тем, кто говорил о кризисе. Коллеги, на всякий случай напоминаю, что по итогам 2016 года вы все в прибыли. Понимаю, что хочется больше, но нельзя забывать и о социальной ответственности, - прокомментировал Владимир Чистюхин, после чего покинул президиум.
Вице-президент НССО, вице-президент ВСС Светлана Гусар призвала обратить внимание на оборотную сторону медали мошенничества.
- Среди нас есть компании, которые дискредитируют рынок, - сказала Гусар.
Бороться с этим явлением предполагается в рамках саморегулирования профучастников.
Вице-президент ВСС Элла Платонова выступила с объемной статистической сводкой о состоянии страхового рынка. В частности, она констатировала опережающий рост сборов в сегменте страхования жизни. В структуре каналов продаж всех видов страхования по-прежнему лидируют посредники, их доля составляет почти 70%.
Первая сессия форума завершилась интервью с председателем совета директоров Страхового дома ВСК Сергеем Цикалюком, которое провел Павел Самиев. Представитель ВСК заявил о необходимости создания «сильного, открытого, цивилизованного лобби», защищающего интересы страховщиков.
Касаясь проблемы «мисселинга» в сегменте страхования жизни, он отметил:
- В перспективе десяти-пятнадцати лет мы можем этот рынок потерять. Жадность отдельных банков, отдельных коллег, которые не видят для себя серьезных долгосрочных перспектив - вот основная проблема. Продукт интересный, он нужен гражданам. Но только правильное поведение как банков, так и страховых компаний, честное отношение к нашему клиенту позволит этот рынок сохранить и преумножить.
Идет гармонизация
После кофе-брейка продолжилось обсуждение вопросов регулирования и надзора на страховом рынке. Арсений Поярков, совладелец СБ «Топ Тайм» и БизнесДром, на правах модератора второй сессии предоставил слово Станиславу Коропу, заместителю директора департамента обработки отчетности Банка России. Докладчик рассказал о деталях внедрения формата XBRL для некредитных финансовых организаций.
- Идет гармонизация всех требований: переосмысление надзорных требований, требований ЕПС и отраслевых стандартов, оптимизация отчетности, - описал свое видение происходящего Станислав Короп.
Генеральный директор «Стримлайн консалтинг» Ярослав Дорошенко и генеральный директор «Аксиома-Софт» Сергей Козий продолжили тему внедрения новой формы отчетности.
Виновные найдены
Александр Зарецкий, президент СК «МетЛайф», вернул внимание слушателей к теме «мисселинга» в сегменте страхования жизни:
- «Мисселинг» в данном случае не причина, а следствие. Бороться надо с причиной. А причина в дисбалансе дистрибуции. Банковское страхование – составляет 70% объема продаж страховых полисов, а если говорить о личных видах страхования – то все 90%. Когда мы говорим о «мисселинге», мы фактически задаем вопрос: как бороться с банкострахованием?
По словам Зарецкого, у банков нет возможности держать большой штат хорошо подготовленных специалистов, и менеджеры не имеют возможности тратить больше нескольких минут времени на одного клиента. В результате ИСЖ стало своего рода «перевернутым депозитом».
- Цивилизация достигается через введение базовых стандартов и повышение требований к тому, как предлагается страховая программа. Другое направление – это стимулирование развития иных каналов дистрибуции, - считает Александр Зарецкий.
Москва.
обсуждение